Интернет-компанию вызвали в суд

Интернет-компанию вызвали в суд

12.06.2012

С конца 90-х годов на территории России все активнее развивается рынок интернет-услуг, оказываемых различными агентствами, веб-студиями, интернет-компаниями и отдельными пользователями всемирной сети. Конъюнктура рынка включает в себя несколько основных направлений. Рассмотрим самые распространенные из них. При этом, акцент будем делать на юридические аспекты приемки-сдачи услуг или работ.

Итак, основными видами интернет-услуг, являются уже традиционно:

  1. Создание сайта;
  2. Продвижение Сайта (SEO, оптимизация);
  3. Интернет-реклама, куда также можно отнести и SMM-услуги (от англ. Social Media Marketing) – своеобразная реклама или элемент привлечения интереса пользователей к определенному объекту в социальных сетях.

Практически все Веб-студии в наши дни активно оказывают данные виды услуг, не разбираясь в юридических тонкостях делопроизводства и договорного права. К сожалению, закон не всегда оказывается на стороне справедливости при рассмотрении дел, связанных с рассматриваемыми интернет-услугами. Причин этому много - от банального отсутствия полного комплекта правовых норм, регулирующих отношения в этом сегменте, до ужасной, с точки зрения  процессуальных основ, сложившейся практики рассмотрения дел в суде.

Из главных проблем, возникающих при обращении в суд, хотелось бы выделить следующие:

1. Отсутствие в законодательстве РФ таких определений, как Интерент-сайт, интернет-реклама, СЕО-оптимизация и других терминов, позволяющих четко определить, что именно создает или производит исполнитель по договору

А ведь от этого зависит, в немалой мере, объект нарушенного/спорного права. В частности, если судьи уже достаточно хорошо ориентируются в понятии интернет-сайт, им до сих пор тяжело вникать в принципы СЕО-оптимизации и т.п. Кроме того, законодательно не закреплены порядок оказания этих услуг. Зачастую, судьи относят договоры, по которым работают Веб-студии либо к договорам об оказании услуг либо к договорам подряда и, специфика работы в сети Интернет при этом никак не учитывается.

2. Низкая правовая осведомленность интернет-компаний, а порой и пренебрежение к основам юриспруденции, как к таковым

В частности, к договорному праву и принятию превентивных правовых мер. Так, в случае приобретения доменного имени для заказчика Веб-студия забывает о том, что доменное имя неплохо бы юридически защитить, зарегистрировав на фирму-заказчика товарный знак, т.к. нередки случаи судебных доменных споров, после которых компания-заказчик оказывается без нужного им домена, а это всегда убытки. Разрабатывая для клиента сайт за огромные суммы, (составляющие, порой, сотни тысяч рублей), Веб-студии сталкиваются с простыми, но не решаемыми для них правовыми проблемами. Заказчик не всегда разбирается в тонкостях сети Интернет, и тем более в деталях ее юридических аспектов. И в случае возникновения претензий со стороны третьих лиц, они выражают недовольство именно Веб-студиям. И все чаще обращаются на них в суд. Кроме того, практически ни одна Веб-студия не передает должным образом своим клиентам исключительные права, на создаваемые ей, объекты авторского права, иногда - по причине отсутствия правовых знаний, а иногда и по причине отсутствия этих прав. Воровство контента все чаще приводит к судебным спорам, что сказывается на имидже интернет-компании.

3. Сложившаяся судебная практика, отвергающая многие процессуальные доказательства в суде первой инстанции, считая их недопустимыми или недостаточными

Как правило, в российских судах, при рассмотрении дел, связанных с неисполнением обязательств по договору акцент делается на акт выполненных работ. Нет акта – нет работ. Часто добросовестные подрядчики интернет-услуг проигрывали суды даже после того, как отправляли акты, т.к. заказчики игнорировали и не подписывали их. Так автору известен один процесс, на котором работы по созданию дизайн макетов были добросовестно выполнены и переданы заказчику, но акты были направлены без описи, в результате чего, автор дизайн макетов остался без оплаты своих услуг по решению суда и более того, понес судебные издержки.

4. Дорогостоящие судебные процессы

В связи с тем, что не все денежные средства, уплаченые представителю выигравшей стороны, вопреки мнению Конституционного суда РФ, подлежат возмещению по решению суда, процессы, связанные с сетью Интернет стоят дорого, даже в случае победы (по закону, все судебные издержки оплачивает проигравшая сторона, но на практике - все немного иначе). Все же, нанимать, пусть и понравившегося с виду, юриста, не имея представления о его опыте и сфере его деятельности (налоговое, гражданское, уголовное право и т.д.) было бы непредусмотрительно. Нужно обращаться к специализированным юристам, которые не хватаются за все дела, лишь бы заработать. Оплата таких специалистов обойдется от 50 000-200 000 рублей в зависимости от сложности процесса, но это, лучше, чем нанять адвоката по уголовным делам за 30 000 рублей, у которого просто появилось время с Вами работать. Адвокат – просто процессуальный статус. Представлять Ваши интересы по гражданским делам может любое лицо по доверенности.

Помимо обращения к услугам юриста, Вам понадобится нотариально заверить спорный интернет-контент. Нотариальное заверение интернет-сайта обходится в среднем в 5000 рублей. Примерно так же обойдется нотариальное заверение электронных писем, переписки по электронной почте. Не все нотариусы оказывают такие услуги и не многие оказывают их качественно. В вопросе выбора нотариуса также поможет юрист. В конечном итоге, после обращения к юристу для нотариального заверения контента, может понадобиться компьютерно-техническая экспертиза. Цена таких экспертиз варьируется в разных диапазонах и относительно целесообразности ее проведения также посоветует юрист - профессионал в данной области.

Вот, пожалуй, самые основные проблемы, возникающие при рассмотрении дел, связанных с сетью Интернет. Чтобы их разрешить, нужен грамотный юрист, специализирующийся на информационном и авторском праве, каковых, увы, не так много. В связи, с чем скупиться на них не целесообразно, ибо, преобладающее в данной отрасли рынка правовых услуг, не отличается должного уровня качеством.

27.11.2011
Интернет-юрист
Алексей Анатольевич Шаталов

Яндекс.Метрика