Юридическое сопровождение интернет-стартапа

Юридическое сопровождение интернет-стартапа

22.08.2018

Порой нереализованная идея может стоить дороже готового дела, многие об этом знают, но не многие понимают, как ее защитить, пока она еще не реализована. Юридическое сопровождение интернет-стартапа, прежде всего, предполагает планомерную подготовку правовой базы проекта от защиты интеллектуальной собственности до создания базы рабочих документов. В наши дни сложно представить бизнес без представительства в сети Интернет. Зачастую интернет-сайт компании и является главной движущей силой проекта и аккумулятором воронки продаж.

Многие интернет-магазины, можно сказать, существуют только онлайн, так как для успешного ведения интернет-торговли нужно, чтобы исправно работали три компонента бизнеса:

  1. товар должен быть востребован;
  2. логистика доставки продумана и отлажена;
  3. интернет-магазин был в ТОП-10 по основным ключевым словам в главных поисковиках – Яндекс и Google.

Что же необходимо с юридической точки зрения для интернет-стартапа?

Ответ на данный вопрос – почти всегда индивидуален, однако, можно подчеркнуть и некоторые общие аспекты.

Немаловажен аспект выбора от чьего имени будет представлен бизнес. Это может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Здесь важно предпринять превентивные меры охраны наименования. Выступать в качестве физического лица, даже официально самозанятого не рекомендуется. Если планируется крупный бизнес с серьезными инвестициями, обязательно зарегистрировать товарный знак, тождественный доменному имени и соответствующее фирменное наименование. Работа с брендом, пожалуй, будет являться превентивно необходимой и тут привлечение it-юриста, специалиста в области в права высоких технологий – жизненно важно. Он наряду с маркетологами, разрабатывающими политику бренда, проверяет и определяет патентоспособность названия. Ведь, как известно, как корабль назовешь, так он и поплывет. Что касается выбора регистрировать ООО или ИП, тут решается индивидуально. Товарный знак не может зарегистрировать только физическое лицо. Открытие ООО повлечет за собой обязанность сдавать отчетность, оплачивать страховые взносы за каждого работника, а также подоходный налог. Все эти расходы могут показаться очень существенными, особенно на этапе запуска интернет-проекта. Другие организационно-правовые формы юридических лиц для интернет-бизнеса здесь рассматривать не будем, так как это отдельная большая тема для рассуждений индивидуально под каждый проект. Заявление на регистрацию товарного знака необходимо подать в самом начале, так как весь процесс регистрации товарного знака (или знака обслуживания) составляет один год с момента поступления заявки в Роспатент в Москве. Для того, чтобы инициировать процедуру регистрации товарного знака, необходимо определиться с классами МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), а также с конкретным списком товаров и/или услуг, оплатить пошлину за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака и принятие решения по заявке на товарный знак по результатам формальной экспертизы и за проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам. Чем больше классов МКТУ будет выбрано, тем больше будет пошлина за экспертизу заявленного обозначения.

Что касается публичных документов для интернет-сайта, в первую очередь необходимо обратить внимание, что если на сайте обрабатываются персональные данные, то необходимо принять целый комплекс мер по их охране. Если пользователи сайта – граждане РФ, то нужно учесть требования ФЗ № 152 «О персональных данных», а если интернет-сайт ориентирован на граждан Евросоюза, то тут важно соблюсти императивы Общего регламента по защите данных (англ. General Data Protection Regulation, GDPR).  Охрана персональных данных пользователя интернет-сайта – тема отдельного обсуждения. Здесь хотелось бы отметить, что меры по охране должны быть приняты, как юридические, так и организационно-технические.

 К числу технических мер можно отнести 

1) обеспечение безопасности информационных систем и необходимого уровня защищенности персональных данных;

 2) Назначение лица, ответственного за обработку персональных данных (для операторов, являющихся юридическими лицами); обеспечение невозможности несанкционированного доступа к материальному носителю персональных данных; обеспечение сохранения персональных данных граждан РФ на территории России (сервер, обрабатывающий данные граждан РФ, должен находиться на территории России – ч. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ).

Что касается юридических мер, то общими для всех будут следующие: получение согласия субъекта персональных данных в форме, обеспечивающей возможность доказать факт получения согласия; опубликование на сайте политики конфиденциальности или иного документа, определяющего его политику в отношении обработки персональных данных; издание локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ; уведомление Роскомнадзора до начала обработки персональных данных о намерении обрабатывать данные.

Важно иметь в виду, что штрафы за нарушение законодательства в сфере персональных данных с 01.07.2017 года существенно возросли (см. ст. 13.11 КОАП РФ в действующей редакции). Так, отсутствие политики конфиденциальности на сайте может повлечь штраф в размере от 15 000 до 30 000 рублей.

Далее, пожалуй, общим для всех интернет-проектов и юридически необходимым действием будет составление пользовательского соглашения для сайта. В нем необходимо предусмотреть разграничение ответственности владельца интернет-сайта и пользователя, разделение прав на интеллектуальную собственность, правила использования сайта, его функциональных особенностей, список запретительных действий для пользователя, ограничение в публикации определенного контента (если применимо) и многие другие аспекты функционирования интернет-сайта. Данный документ рекомендуется составлять индивидуально под проект. Исключение могут составлять соглашения для интернет-магазинов, где можно использовать некоторые простые условия договора купли-продажи, включив в пользовательское соглашение положения публичной оферты о продаже товара дистанционным способом. Для грамотного составления пользовательского соглашения для интернет-магазина важно знать Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Как мы видим, не все так однозначно, поэтому важно понимать, что если вы составляете документ для сайта самостоятельно, это не просто «правила», а договор, вместо подписи пользователь совершает его акцепт, а значит, пользовательское соглашение приобретает юридическую силу.

Для тех, кто намерен создать интернет-проект, который не требует от пользователей никаких покупок на момент регистрации, но в будущем может предложить ряд интересных платных продуктов, целесообразно разделить пользовательское соглашение (принимаемое в момент регистрации пользователем) и публичную оферту (принимаемую в момент оплаты товара или услуги на сайте). Таким образом, мы подошли к третьему наиболее общему документу, который необходимо опубликовать на сайте – это публичная оферта. В ней нужно описать порядок оплаты, способ возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества, приобретенного через интернет и другие аспекты деятельности интернет-проекта, связанные с продажами товаров и услуг пользователям. Как уже отмечалось, что иногда целесообразно элементы публичной оферты включить в пользовательское соглашение сайта, все может встать на свои места после консультации с it-юристом (наиболее правильный вариант решения задачи).

Итак, публичные документы у нас готовы, но можно запускать интернет-сайт? 

Не следует спешить. Специалисты в сфере интернет права рекомендуют проанализировать документы на предмет отчуждения прав на интеллектуальную собственность. Например, договор на разработку интернет-сайта и договоры на отдельные его компоненты – результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, статьи, фотографии, иные изображения, баз данных). Идеально такой документ согласовать на этапе подписания, но на практике, договоры о создании интернет-продукта, в лучшем случае, попадают интернет-юристу на последнем этапе разработки. Если студия, которая занимается программированием и версткой заинтересована в оплате условно последнего этапа, можно предложить подписать «правильную» версию договора на разработку интернет-сайта или дополнительного соглашения, защищающего собственника интернет-бизнеса. Это отдельная и сложная работа, которой многие пренебрегают. Важно понимать, что делается силами креативной студии, что, возможно, собственными. При этом необходимо, чтобы в договоре были определены все существенные условия. Договор на создание веб-сайта можно квалифицировать через договор подряда, определение которого содержится в статье 702 ГК РФ: «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его».

Для договора на разработку интернет-сайта существенными условиями будут являться: предмет (подробное техническое задание, описывающее готовый сайт); сроки (начальный и конечный) разработки. Не менее важной является регламентация в договоре на разработку веб-сайта порядка распределения исключительных прав на объекты, выступающие его составными частями.

На наш взгляд, договор на разработку сайта является смешанным. В ГК РФ указано, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). В договоре на разработку сайта могут содержаться элементы договора подряда, договора возмездного оказания услуг, договора авторского заказа, договора на оказание услуг хостинга и других договоров, применяемых и используемых для интернет-проектов.

Юридическое сопровождение интернет-стартапа можно разделить на два этапа. 

На первом совместно с командой разработчиков специалисты интернет права разрабатывают публичные документы.

На втором – непосредственно сопровождают деятельность проекта, оттачивая и совершенствуя некоторые положения соглашений, столкнувшись с практикой их применения.

Помимо перечисленных документов, для интернет-стартапа могут понадобиться: договор на размещение рекламных материалов на сайте, договор контент-менеджмента (или договор о наполнении сайта информационными материалами), трудовые договоры с работниками (удаленными и офисными), должностные инструкции для работников интернет-бизнеса, положение об обработке персональных данных, положение о служебном произведении (если применимо), различные соглашения с контрагентами (договор поставки, договор с курьерской службой, и др.). Список далеко не полный, определить его можно только с помощью правового анализа деятельности интернет-стартапа.

Как мы видим, юридическое сопровождение интернет-стартапа – работа индивидуальная. Мы не затрагивали необходимость получения различных лицензий и разрешений, так как о них следует вести речь в разрезе анализа конкретного проекта. Важно помнить, что любое фото или текст, «позаимствованный» с другого ресурса может стоить владельцу стартапа компенсации правообладателю в размере от 10 000 до 5 000 000 в зависимости от решения суда. Поэтому принципиально важным и значительным аспектом ведения любой интернет-деятельности является неукоснительное соблюдение авторских прав на сайте. Если пренебрегать принятыми нормами в области интернет права, то можно попросту оказаться в реестре запрещенных сайтов по требованию Роскомнадзора (Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено). В данный реестр могут быть внесены, в том числе интернет-сайты, пренебрегающие защитой персональных данных пользователей, либо нарушающие принятые нормы обработки персональных данных (например, имеющие сервер с данными заграницей). Если привлечь к анализу и принятию превентивных правовых мер с самого начала юридического сопровождения интернет-стартапа грамотного it-юриста, всех вышеуказанных проблем можно легко избежать, а в будущем бороться с конкурентами на принципиально новом и качественном правовом уровне.

05.02.2019 г.

IT-Юрист

Шаталов Алексей Анатольевич

Яндекс.Метрика