Оформление стартапа в сети

Оформление стартапа в сети

21.03.2019

В настоящее время возросло количество предпринимателей, желающих вести свой бизнес в сети Интернет. Каждый из добросовестных участников рынка задумывается, над вопросом, что, с юридической точки зрения для этого необходимо. Нужны ли специальные уведомления в государственные органы (Роскомнадзор, Минкомсвязи и пр.), есть ли правовая специфика в ведении интернет-бизнеса и т.д.?

Для любого стартапа в сети, в первую очередь предпринять превентивные меры защиты, как интеллектуальной собственности, так и средств адресации (доменного имени) и индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак и т.п.). Об этих мерах, осторожные владельцы бизнеса задумываются до начала своей деятельности, в чем их, несомненно, нельзя упрекнуть. Количество плагиата в сети, в том числе, осуществляемого с целью поисковой оптимизации сайта, растет не по дням, а по часам. Поэтому, уникальность ресурса может оказаться под угрозой из-за примитивного «копипаста» со стороны конкурентов или просто информационных ресурсов. К числу, так называемых превентивных мер, следует отнести подготовка политики конфиденциальности - документа, определяющего порядок обработки персональных данных пользователей, публичной оферты для владельцев интернет-магазинов (и других продающих сайтов), пользовательского соглашения для сайта. Все перечисленные документы должны быть юридически выверены и опубликованы на сайте. Пользователь должен совершить акцепт пользовательского соглашения, политики конфиденциальности, публичной оферты.

Стартап начинается с консалтинга. Этот тезис бизнесмену, независимо от его стажа работы, нужно иметь в виду всегда. Вести дела в сети «до первого звонка» не стоит. С одной стороны, можно утверждать, что экстерриториальность Интернета, позволяет исключить излишние проверочные мероприятия со стороны государственных органов, но, все, что происходит в сети, фиксируется, и без правильной модерации, в отсутствие правовой защиты системы, бизнес может оказаться в затруднительном материальном положении из-за штрафов, исков и прочих негативных факторов.

На первом этапе, нужно определиться с оформлением бизнес-единицы в налоговом органе. Часто нам задают вопрос, что лучше, что того, чтобы начать – открыть ИП или ООО? Этот вопрос, безусловно, лучше задать бухгалтеру, который расскажет о налоговых обременениях в том и другом случае, поможет выбрать систему налогообложения. Мы консультируем наших клиентов в этом направлении, но наши советы помогут только с выбором системы. Для последующей ее реализации, нужно нанимать бухгалтера или обращаться в соответствующую компанию, предлагающую аутсорсинг в этом направлении. Отметим, что с точки зрения закрепления прав на контент, ведения бизнеса в сети, подойдет любое коммерческое образование – будь то юридическое лицо или ИП. Предпочтительнее, все же, регистрировать организацию (закрепив за ней соответствующее фирменное наименование), однако, значительно важнее закрепить за вашей организацией все права на объекты интеллектуальной собственности, которые вы собираетесь публиковать на сайте. После регистрации в налоговом органе, получения свидетельств, позволяющих вести предпринимательскую деятельность, открытия банковского счета, мы переходим к юридическому оформлению всех произведений и средств индивидуализации, с помощью которых вы собираетесь зарабатывать.

Домен

От выбора доменного имени зависит зачастую успех ведения бизнеса. Домен, который вы выбрали, может быть занят, но, возможно, есть перспективы его получить по решению суда. Рекомендуется оформлять наименование организации созвучное с доменным именем, подать заявку на регистрацию товарного знака тождественного наименования в Роспатент, правильно выбрать ОКВЭДы и классы МКТУ при регистрации юридического лица и товарного знака соответственно. После получения соответствующих свидетельств, можно будет с уверенностью утверждать, что ваш домен никто не сможет отобрать. Важно понимать, что количество интернет-сайтов ежедневно растет, а для успешного ведения бизнеса вам понадобятся посетители и первые строчки в результатах выдачи поисковых систем. Все эти показатели связанны с доменным именем, которое просто поменять, сохранив текущие позиции сайта, не получится. Поэтому доменное имя нужно регистрировать на организацию, которую вы собираетесь использовать для ведения бизнеса.

Сайт

Неоднократно от владельцев интернет-бизнеса слышишь утверждения, что они заказали сайт в известной веб-студии, права на сайт им передали. Когда опытный юрист сталкивается с договором на разработку сайта, пусть даже известной студии, он приходит к выводу, что договор де-юре не заключен, так как в нем не отображены все существенные условия, а когда таковые, все же имеются, объем прав, необходимый для ведения коммерческой деятельности в сети – недостаточен. Прежде всего, нужно исходить из того, что с юридической точки зрения сайт – сложное произведение, содержащее, как правило, несколько результатов интеллектуальной деятельности: программу для ЭВМ, литературное произведение, базу данных, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, и другие кино- и телепроизведения), произведения живописи, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии и др. Все перечисленные объекты подлежат самостоятельной охране, а владельцу бизнеса нужно оформить если не исключительное право (все имущественные права на перечисленные объекты), то право на использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности в работе интернет-сайта. Сайт не подлежит обязательной государственной регистрации, а исключительное право изначально принадлежит автору (либо авторам если произведение создавалось в соавторстве) – физическому лицу. Разрабатывать объект интеллектуальной собственности автор мог в рамках своей трудовой деятельности, что при правильном оформлении трудовых взаимоотношений, означает, что его творчество становится служебным произведением. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Если это веб-студия, то она может передать такое право своему заказчику, т.е. вашей организации. При правильном оформлении соответствующего договора на разработку веб-сайта, ваша организация станет правообладателем соответствующего ресурса, а дальнейшие права на объекты интеллектуальной собственности, подгружаемые на сайт, могут быть оформлены путем заключения договоров авторского заказа с их создателями.

Наконец, одним из важнейших аспектов ведения бизнеса в сети является наличие правильного пользовательского соглашения на сайте, которое позволит отвести ответственность от владельца ресурса, в случае недобросовестного поведения пользователей сайта. Соглашение должно быть уникально, разграничивать все правовые риски, учитывать обработку персональных данных (к вопросу о политике конфиденциальности), если таковая ведется, порядок размещения материалов пользователями, а также порядок разрешения спорных ситуаций.

Вот, пожалуй, основные вехи, которые необходимо предусмотреть на этапе оформления стартапа. Конечно, каждый стартап, уникален. В некоторых случаях необходимо получение соответствующих лицензий и разрешений в государственных органах, в других список документов на этапе становления может быть расширен. Самое главное, не бросать интересные идеи, просчитывать инвестиции и не пренебрегать правовой стороной дела.

02.02.2015 год

Редакция "IT-Юрист"

Яндекс.Метрика