IT-новости в области права

баста суд товарный знак

17.02.2023

Суд по интеллектуальным правам прекратил правовую охрану на товарный знак Basta, который принадлежал дочерней компании Brocard Group в Германии. Василий Вакуленко (настоящее имя Басты) подал иск в январе 2022 года с просьбой отозвать права парфюмерной фирмы со словом Basta. Компания выпускала туалетную воду под названием Brocard Basta. Суд принял решение полностью удовлетворить иск Вакуленко и досрочно прекратить права компании на использование названия товарного знака, совпадающее с псевдонимом музыканта. Действие спорного товарного знака истекало в 2024 году, однако, теперь его правовая охрана прекращена. В 2021 году Вакуленко подавал аналогичный иск к молдавской компании Wine-Trademarks, которая использовала слово Basta для своего вина. По мнению Вакуленко, при регистрации ей были нарушены нормы Гражданского кодекса, не допускающие применение в качестве зарегистрированного товарного знака имени, псевдонима или производного от них обозначения известного в России лица без его согласия. Тогда суд также удовлетворил его требования, а в июне 2022 года отказав Wine-Trademarks, позиция которой была обоснована тем, что регистрация оспариваемого товарного знака не противоречит подпункту 2 пункта 9 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку словесный элемент «БАСТА» воспринимается рядовыми потребителями не в качестве псевдонима исполнителя Вакуленко В.М., а в качестве самостоятельной лексической единицы. Оценив указанные доказательства, судебная коллегия отметила, что словесный элемент «БАСТА» действительно имеет самостоятельное семантическое значение «достаточно, довольно». Однако, как правомерно установил Роспатент, данное слово довольно редко используется в современной русскоязычной речи. Роспатент пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый товарный знак «BASTA/БАСТА» воспроизводит используемый исполнителем Вакуленко В. М. на протяжении более 15 лет псевдоним «БАСТА». В соответствии с подпунктом 2 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные имени (статья 19 Кодекса), псевдониму (пункт 1 статьи 1265 и подпункт 3 пункта 1 статьи 1315 ГК РФ) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника. Подпункт 2 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ направлен на противодействие нарушениям личных неимущественных прав граждан на имя (статья 19 ГК РФ), прав авторов и исполнителей на имя (статьи 1265, 1315 ГК РФ), выражающимся в государственной регистрации в качестве товарных знаков обозначений, сходных или тождественных с такими именами или псевдонимами. При этом подпункт 2 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ не содержит такого требования к его применению, как необходимость осуществления обладателем противопоставленного имени или псевдонима деятельности, однородной товарам или услугам, для которых зарегистрирован оспариваемый товарный знак. Иными словами, знаменитость может запретить реализовывать товары идентичные или даже похожие на его имя (в том числе псевдоним), при этом не ей обязательно самой производить и (или) реализовывать такие товары.

Яндекс.Метрика