IT-новости в области права

ФАС отказала АЗАПИ в деле против «Яндекс»

03.03.2021

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказалась возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства «Яндексом» и Mail.ru Group по жалобам книгоиздателей. Последние считают дискриминацией невозможность оперативно блокировать нелегальный контент в поисковике и соцсетях. Но издательства и интернет-компании работают на разных рынках, поэтому оснований для недобросовестной конкуренции быть не может, решили чиновники. Издатели планируют оспорить этот вердикт. Ассоциация защиты авторских прав в интернете (АЗАПИ, представляет интересы «Эксмо-АСТ», «Азбука-Аттикус», «Альпина паблишер» и других издателей) недовольна тем, что крупнейшие поисковики не проводят оперативных блокировок нелегального контента в Сети. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не видит нарушение антимонопольных норм, поскольку книгоиздатели и IT-компании работают на разных рынках. С 2018 года «Яндекс» удаляет во внесудебном порядке из поисковой выдачи ссылки с нелегальным контентом. Но дает преференции только одной группе правообладателей – видеосервисам, а книжные издательства этим механизмом пользоваться не могут, считают в АЗАПИ. В ассоциации также утверждали, что «Яндекс» продвигает нелегальные ресурсы с электронными книгами. Mail.ru Group, в свою очередь, не распространяет технологию цифрового отпечатка, которая позволяет выявлять в соцсети «ВКонтакте» нелегальные копии книг. АЗАПИ будет оспаривать решение ведомства и обратится в Генпрокуратуру с заявлением о нарушении службой порядка рассмотрения обращений, сообщил «Коммерсанту» глава ассоциации Максим Рябыко. По его мнению, проверка «Яндекса» и Mail.ru Group была формальной. Издатели могут пожаловаться на пиратские ссылки через систему жалоб «Яндекса», отмечается в решении ведомства. Факт того, что издатели не включены в антипиратский меморандум вместе с видеосервисами, не свидетельствует о признаках дискриминации, заключили в ФАС. В «Яндексе» ожидаемо поддерживают решение ФАС и уверены, что обвинения АЗАПИ беспочвенны. «Наша компания не является участником книжного рынка и не занимается дистрибуцией электронных или аудиокниг», – сообщили там. В Mail.ru Group решение ФАС называют «логичным». Отказ ФАС противоречит недавнему предупреждению «Яндексу» со стороны службы об использовании так называемых колдунщиков, считает зампред комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов. Механизм позволяет пользователям искать и выбирать билеты, квартиры, объявления и другие товары и услуги без перехода на отдельную страницу, оставаясь в поисковике «Яндекса». По мнению эксперта, дискриминация при помощи «колдунщиков» ничем не отличается от таковой в случае меморандума, поскольку оба механизма требуют от «Яндекса» использования технических средств. Только интернет-сервисы, по мнению эксперта, не получают равного доступа к поиску, а издатели – к упрощенной блокировке пиратских ссылок. Антипиратский меморандум планируется перевести в плоскость закона, отмечает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, если это произойдет, издатели смогут блокировать ссылки в досудебном порядке. Из-за пиратских ресурсов в поисковиках потери могут достигать 20-30% продаж книг и больше, полагают в издательстве «Альпина». Включение издателей в антипиратский меморандум, по мнению группы, может улучшить ситуацию.

Яндекс.Метрика