IT-новости в области права

ФАС запустил блокировку от мобильного спама

01.06.2022

Форма, через которую можно подать жалобу на спам, появилась на сайтах трех операторов связи и Федеральной антимонопольной службы. Форма обратной связи появилась на сайтах ФАС, операторов МТС, Tele2 и «Мегафон» для подачи жалоб на спам-звонки и СМС. Пользователю надо ввести свои ФИО, номер получателя и отправителя, а также краткие данные о полученной рекламе, пишут «Известия». ФАС получала множество жалоб на спам, который поступал и из-за рубежа. Благодаря новой форме клиент может сообщить о незаконной рекламе. Для этого необходимо указать ФИО, номер телефона (свой и отправителя), краткую информацию о звонке или письме. Для добавления в черный список будут учитывать ряд данных. Среди них наличие большого количества жалоб. Дополнительно номер проверят по спам-базе. Планируется, что потребителю придёт ответ от оператора, а номер, с которого поступили звонки или сообщения, будет заблокирован в течение 72 часов всеми компаниями, которые подключены к системе. В ближайшее время к сервису подключатся другие операторы. В Tele2 при этом сообщили, что жалоба абонента будет только предпосылкой и оператор проверит её по дополнительным каналам. Риска случайной блокировки номера в этом случае нет, если он не относится к спам-рекламе, но на него поступила жалоба. Эксперты считают, что разработанная система будет достаточно эффективна, но она не решит проблему использования IP-телефонии в сочетании с подменой номера. К четырем главным операторам подключена основная доля абонентов, поэтому разработанная система будет достаточна эффективна, считает руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов. При этом она проблема использования IP-телефонии в сочетании с подменой номера останется актуальной. В таком случае у абонента во время звонка может высветиться любой номер, при этом он не будет иметь отношения к незаконной рекламе, отметил руководитель отдела анализа цифровых угроз Infosecurity a Softline Company Александр Вураско. В этом случае на экране у абонента высветится любой номер, и он может не иметь никакого отношения к незаконной рекламе. О разработке сервиса стало известно еще в марте. Тогда в ФАС заявили, что причиной стал рост числа жалоб на спам-звонки и смс, которые поступают из-за рубежа с использованием подменных номеров. По данным ФАС, в 2021 году было рассмотрено 17,6 тысяч заявлений о несоответствии рекламы требованиям законодательства. Наибольшее количество выявленных нарушений по-прежнему фиксировалось при распространении рекламы по сетям электросвязи – более 38 % от общего количества нарушений. Согласно пункту 6 статьи 45 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента. Новый сервис ФАС должен упросить пользователю процедуру блокировки рассылки рекламных СМС-сообщений.

Яндекс.Метрика