IT-новости в области права

Фейковая новость - административный штраф

Законопроект о фейковых новостях &ndash это, на самом деле, две инициативы. В первом проекте говорится о запрете распространения недостоверной и общественно значимой информации под видом достоверной. Здесь авторы законопроекта подчеркивают, что такая информация должна создавать угрозу либо жизни и здоровью населения РФ, либо побуждать к массовым беспорядкам, либо создавать угрозу общественной безопасности и приводить к иным тяжким последствиям. В этом моменте важен ответ на вопрос, а кем будет определяться, попадает ли такая новость под действие закона, создает ли она угрозы, которые описаны в законопроекте?

Ограничивать выдачу подобных ресурсов в Интернете предлагается по представлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Генерального прокурора России либо его замов. Получив соответствующий документ, Роскомнадзор, по обыкновению « спускает» команду операторам связи и хостинг-провайдеру, которые уже должны непосредственно исполнить требования об удалении и ограничении доступа к сайту-нарушителю. В частности, провайдеру хостинга выделяется 24 часа после того, как он получит соответствующее требование государственного органа, на то, чтобы он направил владельцу сайта требование об удалении фековой новости. Перед этим оператор связи заблаговременно блокирует сайт. Разблокировка сайта происходит по следующему алгоритму: владелец удаляет нарушения, уведомляет Роскомнадзор об этом, который должен удостовериться в данном действии, и, в свою очередь направить уведомление оператору связи о необходимости возобновить работу сайта.

Вторая законодательная инициатива в этом аспекте предусматривает штрафы за распространение фейковых новостей. Данные поправки предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно авторам законопроектов распространение информации, нарушающей законодательство по первому законопроекту, повлечет штрафы:

для физических лиц &ndash от трех до пяти тысяч рублей

для должностных лиц &ndash от тридцати до пятидесяти тысяч рублей

для юридических лиц &ndash от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей, кроме того &ndash конфискацию предмета нарушения. Здесь, вероятно, подразумеваются технические средства, позволяющие осуществлять публикацию &ndash офисные компьютеры и т.п.

Чиновники отметили, что данные законопроекты позволят оперативно блокировать сайты и удалять недостоверную информацию, которая имеет большое общественное значение. В то же время, отметили, что речь идет именно о той информации, которая способна привести к причинению тяжкого вреда и иных тяжких последствий. Фейковых новостей иного характера в сети Интернет огромное множество, законопроекты не направлены на борьбу со всеми такими сообщениями и информацией. Интернет-право в контексте достоверности информации предполагает, что бремя доказывания, что информация является правдой &ndash лежит на лице, распространившем эту информацию, в то же время, лицо, интересы которого затронуты размещением такой информации на сайте, доказывает только факт распространения порочащей информации. Порой доказать, что новость основана на фактах достаточно тяжело, особенно, когда это нужно сделать в сжатые сроки. Не каждый интернет адвокат сможет помочь, когда ситуация погранична и истина где-то рядом.

Все же, докладчик законопроектов указал, что данные инициативы не предполагают никаких злоупотреблений при применении предлагаемых норм права. При этом было отмечено, что оценочные понятия в законодательстве одобрены, в том числе Европейским судом по правам человека. Было подчеркнуто, что фейковая новость предполагает явное несоответствие фактам, а оценка « желательности» ее размещения законопроектом не затрагивается. Таким образом, цензура в сети Интернет &ndash неуместная тема для обсуждения в рамках рассмотрения законопроекта. Также было указано, что административная ответственность за распространение информации в рамках законопроекта будет наступать только в результате умышленных действий, то есть, кода автор новости знал, что сообщение является ложью, но опубликовал его на своем сайте.

В итоге Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, Комитет по государственному строительству и законодательству концептуально поддержали законодательные инициативы, однако, указал на необходимость их корректировки и дополнительного обсуждения, в частности, необходимо определиться и уточнить терминологию законопроектов.

25.01.2019 год

Источник: Государственная Дума РФ.

Яндекс.Метрика