IT-новости в области права

Генпрокуратура Казахстана посоветовала СМИ самостоятельно распознавать «преступные цели»

Месяц назад был введен в действие  Закон  Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 200-V « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел» . Несмотря на название, значительная часть закона посвящена регулированию деятельности интернет-ресурсов.

В числе прочих новшеств, этим документом введена процедура внесудебного приостановления выпуска средств массовой информации либо распространения продукции средств массовой информации, являющихся интернет-ресурсами.  Закон  Республики Казахстан от 5 июля 2004 года № 567-II « О связи» дополнен  статьей 41-1, которой предусматривается, что операторы связи и (или) государственная техническая служба после получения от уполномоченного органа требования о принятии мер по выполнению предписания об устранении нарушений закона обязаны выполнить его в течение не более трех часов путем временного приостановления работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации.

Однако данная процедура прямо противоречит двум другим действующим законам. Согласно  статье 13  Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I « О средствах массовой информации» , приостановление либо прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации возможно  только по решению собственника или суда. А в соответствии с  п.3 ст. 21  Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 217-III « Об информатизации» ,  только в случае признания судом  информации, распространяемой по информационно-коммуникационным сетям, противоречащей требованиям настоящего Закона и других законодательных актов Республики Казахстан, уполномоченные государственные органы, операторы связи, собственники интернет-ресурсов обязаны приостановить либо прекратить распространение на территории Республики Казахстан продукции средства массовой информации либо выпуск средства массовой информации.

Налицо явное противоречие и за его разъяснением мы обратились в высший надзорный орган страны. В своем ответном  письме от 2 июня 2014 года, тем не менее, Генеральная прокуратура Республики Казахстан сообщила, что совершенно не усматривает « каких-либо противоречий в том, что в Законе « О связи» затронуты те или иные вопросы, связанные с распространением продукции средств массовой информации через/с использованием средств и сетей связи» .

Можно ли это считать ответом на вопрос, почему по одним законам, интернет-СМИ могут закрыть только по решению суда, а по вновь принятому, и без него - судить читателям.

Кроме того, поскольку основанием для внесудебного приостановления доступа к интернет-ресурсам названы « преступные цели, наносящие ущерб интересам личности, общества и государства» мы попросили прокуратуру разъяснить это понятие. Могут ли определять преступные цели владельцы интернет-ресурсов самостоятельно либо это могут делать только уполномоченные государственные органы, например, органы судебной экспертизы?

Генеральная прокуратура сочла « крайне затруднительным составление какого-либо документа, позволяющего определить все возможные случаи использования СМИ в преступных целях на основании предварительно установленных единых правил и критериев» . В этой связи, ответственным за это представителям/работникам СМИ посоветовали  « самостоятельно  определять подобные случаи на основании норм уголовного законодательства и исходя из правоприменительной практики» .

Таким образом, похоже, владельцы форумов, блогов, социальных сетей и прочих интернет-площадок, остаются один на один с проблемой того, как им квалифицировать комментарии и прочую информацию, которую посетители размещают на их сайтах. Возможно не за горами постановка вопроса и об ответственности за лайки и гиперссылки.

Соответственно тем из них, кто не желает внезапно обнаружить свои ресурсы заблокированными, очевидно, следует последовать полученному совету и незамедлительно приступить к тщательному штудированию уголовного законодательства и сопутствующей правоприменительной практики.

Источник - zakon.kz