IT-новости в области права

Google и Apple удалили приложение «Навальный»

16.09.2021

Председатель временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России Андрей Климов прокомментировал удаление приложения «Навальный».

По его словам, оно было удалено из онлайн-магазинов Google и Apple после целого ряда проведенных российской стороной мероприятий, в числе которых: беседы с послом США о противоправности приложения, предписание прокуратуры и соответствующие действия Роскомнадзора. По словам Климова, немаловажную роль также сыграла прошедшая встреча с представителями компаний. «После состоявшегося разговора в Google и Apple сделали единственный правильный вывод. Он очень простой: на территории России все должны исполнять российскую конституцию и законы РФ», – отметил сенатор. Ранее 17 сентября стало известно, что приложение «Навальный» по требованию Роскомнадзора удалили онлайн-магазины Google Play и AppStore. На данный момент оно недоступно в мобильных версиях площадок. Все началось с требования Генпрокуратуры ограничить доступ к сервисам, связанным с Фондом по борьбе с коррупцией (ФБК – запрещенная в России экстремистская организация-иноагент). Российские власти потребовали от компаний убрать приложение из-за связи с экстремистской организацией, пригрозив штрафами и уголовными делами. Google и Apple удалили приложение «Навальный», где есть блок «Умное голосование» из своих магазинов Google Play и AppStore, сообщается в Instagram-аккаунте «Команды Навального».

Экс-директор Фонда борьбы с коррупцией Иван Жданов позже опубликовал в своем Twitter-аккаунте ответ Apple, в котором компания объясняет удаление приложения тем, что ФБК был признан экстремистской организацией. В компании также напомнили, что, по мнению Генпрокуратуры, приложение «Навальный» нарушает российское законодательство и позволяет вмешиваться в выборы. Роскомнадзор потребовал от компаний удалить приложение 20 августа. В ведомстве поясняли, что основанием стало требование Генпрокуратуры ограничить доступ к ресурсам, которые связаны с Фондом борьбы с коррупцией (ФБК, признан в России иноагентом и экстремистской организацией и запрещен). Однако приложение оставалось доступным в магазинах почти месяц. В четверг, 16 сентября, представляющие по доверенности Apple юристы пришли на заседание комиссии Совета Федерации по вмешательству в выборы. Однако в ходе встречи они не объяснили, почему компания не удалила приложение, сообщал замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин. Там также присутствовали представители Google, но у них не было доверенности и вопрос им не задавали. На том же заседании первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров заявил, что «бездействие» Google и Apple после получения соответствующих предупреждений от российских властей может иметь последствия, «вплоть до уголовных». О возможности уголовного наказания также заявлял председатель временной комиссии Совфеда по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Андрей Климов. «Есть вещи, которые связаны с национальной безопасностью. Мы не шутим. Нарушение закона может привести к административной и даже уголовной ответственности. При этом поставить в известность компании необходимо. Люди, с которыми мы беседовали, все поняли», – пояснял он.

Роскомнадзор также пригрозил компаниям штрафом в случае неудаления приложения. «Их реакция будет основанием для принятия решений, в том числе для наложения штрафов. В случае отказов такие штрафы могут быть применены», – отмечал Субботин. Помимо этого, в начале сентября Арбитражный суд Москвы запретил Google и «Яндексу» выдавать в поисковых строках запрос «умное голосование». В материалах суда пояснялось, что предприятие «Вулинтертрейд», занимающееся переработкой овечьей шерсти, зарегистрировало словосочетание как товарный знак. «Яндекс» подчинился требованию. Также Роскомнадзор потребовал от зарубежных ИТ-компаний, в том числе Google и Apple, прекратить предоставлять пользователям возможности обойти блокировку сайта «Умное голосование». Ведомство пояснило, что в период предвыборной кампании не допускается оказание услуг, нарушающих российское законодательство о выборах, в том числе связанное с проведением предвыборной агитации в интернете.

Яндекс.Метрика