IT-новости в области права

Google начал исполнять предписание ФАС

06.09.2022

Компания Google внесла изменения в правила программы для разработчиков Google Play и сняла запрет на использование сторонних платежных систем, сообщили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Таким образом компания устранила признаки нарушения антимонопольного законодательства, из-за которых надзорный орган в июле 2022 г. выдал Google предупреждение. Тогда было установлено, что компания обязала разработчиков, распространявших приложения через Google Play, использовать только платежную систему Google. В противном случае приложение просто не размещалось в каталоге магазина приложений. «Проанализировав действия компании, служба установила, что Google устранила признаки нарушения антимонопольного законодательства», – говорится в сообщении ФАС. – Теперь разработчики в России могут использовать альтернативные способы оплаты». В конце июля ФАС наложила на Google штраф в размере 2 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением YouTube на рынке видеосервисов. Поводом послужили правила YouTube в области обращения контента и функционирования каналов. По мнению ведомства, они являются «непрозрачными, необъективными и непредсказуемыми», что приводит к внезапным блокировкам без предупреждения и каких-либо обоснований. Ранее в июле мировой суд Таганского района Москвы постановил взыскать с Google 21 млрд руб. в виде оборотного штрафа из-за повторного неудаления запрещенной в России информации. Если решение мирового суда устоит в апелляции, это будет уже второй оборотный штраф для Google в России за последний год. В декабре 2021 г. компанию оштрафовали на 7,2 млрд руб.

Российское законодательство не содержит определения такого понятия, как навязывание услуг. Однако содержание ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) позволяет сделать вывод, что навязывание услуг – это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Навязывание услуг запрещено законом. Законодательный запрет на навязывание услуг выражается также в запрещении:

1)      обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров/работ/услуг (абз. 2 ч. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей);

2)      выполнять дополнительные платные услуги без письменного согласия потребителя (ч. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Но не каждая дополнительная услуга является навязанной. Если она является добровольной и не нарушает предоставленных потребителю законом прав, то основания для оспаривания ее в суде отсутствуют. С другой стороны, если использование своего платежного сервиса привело к навязыванию пользователям услуг, ущемлению интересов и в результате ограничило конкуренцию на рынке, то в таком случае нарушителя можно привлечь к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в частности за нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Такая практика также запрещена в других странах Европы, например, статьей 102 TFEU «Договора о функционировании Европейского Союза», если она навязывается фирмой, занимающей доминирующее положение.

Яндекс.Метрика