IT-новости в области права

закон об онлайн-торговле

10.11.2023

В последнее время власти РФ усиленно работают над урегулированием работы маркетплейсов, что связано с динамичным развитием онлайн-торговли и ростом числа исков потребителей к платформам. В данный момент готовятся масштабные поправки, которые должны исправить несовершенство действующей системы регулирования отрасли электронной коммерции. В этой инициативе специалисты рынка и правоведы видят угрозу бизнес-модели маркетплейсов. В настоящее время специальный закон о маркетплейсах в РФ не принят. Но их работу регулируют общие нормы, такие как, например, закон «О защите прав потребителей», который вводит правила ответственности товарных агрегаторов перед покупателями, а закон «О защите конкуренции» устанавливает антимонопольные ограничения для маркетплейсов. Кроме того, постановления правительства определяют порядок дистанционной продажи товаров. Поэтому депутаты от всех думских партий (кроме «Новых людей») решили подготовить поправки к законам «Об основах госрегулирования торговли» и «О защите прав потребителей», которые по задумке должны усовершенствовать правовое регулирование цифровых платформ. Государственная Дума РФ планирует рассмотреть их уже в конце ноября 2023 года. Законопроект № 445923-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в статьи 12 и 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» дает определение маркетплейса, уточняет порядок применения договорных неустоек в отношении контрагентов и вводит запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца или владельца пункта выдачи заказов. В Ozon уверены, что принятие документа в предложенном виде грозит упразднением бизнес-модели маркетплейсов. Риски можно снизить, но для этого понадобится изменить почти все ключевые пункты документа, например, снять запрет на продажу собственных товаров маркетплейсам с оборотом более 150 млрд руб. Он ограничит конкуренцию и навредит покупателям, ведь маркетплейсы продают свои товары в исключительных случаях, например, если на площадке мало подобных позиций. Также Ozon предлагает разрешить владельцам маркетплейсов пересматривать размер комиссии не чаще одного раза в квартал. Компания объясняет: требование документа о ежегодном пересмотре оферты с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов неисполнимо, потому что договоров слишком много, а законы могут динамично меняться. Также Ozon хочет исключить ограничение доступа к личным кабинетам продавцов и владельцам пунктов выдачи заказов. Этот запрет не учитывает риски мошенничества и помешает быстро среагировать на недобросовестных продавцов. Наконец, в Ozon уверены, что необходимо обязать маркетплейсы предупреждать о штрафах и объяснять причины, а продавцам и владельцам пунктов выдачи заказов дать право возражать против списания. Проект предлагает штрафовать нарушителей только с их письменного согласия, а это навредит потребителям, так как обычно финансовые санкции связаны с контрафактом и нарушениями прав покупателей. В Ozon предупредили: документ уравнивает маркетплейсы и торговые сети. Это может привести к тому, что агрегаторы будут нести ответственность за каждый проданный товар, а все партии придется проверять до продажи. Это противоречит самой бизнес-модели маркетплейсов, которые в итоге не смогут реализовать часть моделей продаж товаров, отмечается в письме. В пресс-службе Ozon заверили, что маркетплейс ведет с профильными ведомствами и депутатами диалог, который позволит учесть все риски от текущей версии законопроекта.

Юристы едины во мнении, что регулировать деятельность маркетплейсов действительно нужно, но совсем не теми методами, которые предлагает законопроект. Современный уровень оборота маркетплейсов наравне с постоянно растущей технологичностью процессов создают все большее количество точек, требующих или регуляторного ответа, или изменения подходов в применении действующих норм. Например, иски потребителей лишь к маркетплейсу Wildberries – это 2 % объема всей судебной нагрузки АС Московской области. Масштаб рынка предопределяет необходимость сложной и качественной дискуссии о правилах его работы. Но предложенные поправки не только отстают от уровня развития экономических отношений и потребностей рынка, но и угрожают существованию бизнес-модели товарных агрегаторов. Особенно странной инициатива выглядит на фоне действующего регулирования всех сфер деятельности агрегаторов гражданским законодательством. Проект действительно содержит специфические правила и ограничения для владельцев всех маркетплейсов. В июле этого года, например, закон о защите конкуренции дополнили понятием «цифровая платформа», ввели критерии наличия у таких платформ рыночной власти и правила анализа товарных рынков. В то же время поправками вводится понятие маркетплейса, которое просто детализирует определение цифровой платформы, и презюмируется наличие у маркетплейса рыночной власти независимо от его оборота и других характеристик. Однако для вывода о наличии у маркетплейса рыночной власти сначала нужно установить некоторые условия. Например, его годовая выручка должна превышать 2 млрд рублей, а доля от сделок между продавцами и покупателями на платформе – 35 % от всех сделок на соответствующем товарном рынке. При этом законопроект чрезмерно ограничивает права всех владельцев маркетплейсов независимо от их масштаба и реальной возможности влиять рынок. Непонятны предпосылки введения запрета на продажу маркетплейсами, имеющими выручку более 150 млрд рублей, собственных товаров. Это противоречит принципам рыночной конкуренции и означает запрет на осуществление торговой деятельности маркетплейсами. Запрет на ограничение личных кабинетов продавцов ставит под сомнение возможность агрегаторов реагировать на жалобы по поводу контрафакта. Запрет на пересмотр договоров с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов чаще, чем один раз в год, даже по соглашению сторон вообще противоречит принципу свободы договора. Наконец, агрегатор, не выступающий стороной в сделке купли-продажи товара, заключаемой между продавцом и потребителем, не может нести юридической ответственности за качество товара, который никогда ему не принадлежал. В то же время законопроект создает такие условия, при которых модель товарных агрегаторов существовать больше не сможет. Маркетплейсы превратятся в классические интернет-магазины, а миллионы продавцов потеряют доступ к созданной сегодня инфраструктуре и вынуждены будут или инвестировать в развитие собственных интернет-магазинов и логистических сервисов, или закрыться. Несомненно, законодательство нуждается в поступательном дополнении в части регулирования работы таких специфичных субъектов рынка, как маркетплейсы, но законопроект еще нужно комплексно перерабатывать. Кроме представителей бизнеса, к этой работе нужно будет обязательно привлечь ФАС как уполномоченный орган по контролю за злоупотреблениями рыночной властью.

Яндекс.Метрика