IT-новости в области права

Маркетплейсы должны проверять продавцов

09.03.2023

Объемы продаж контрафакта увеличиваются, а онлайн-агрегаторы не контролируют продавцов. Это позволяет продавцам реализовывать подделки. И последние этим пользуются. Продажи нелегальных товаров увеличиваются при выросшей популярности онлайн-торговли. Ситуацию осложняет уход части иностранных правообладателей, которые раньше сами решали вопросы с контрафактом. Кроме того, играет роль и мораторий на госпроверки. Поэтому в ведомстве считают, что к платформам следует ввести единые требования по контролю за поставщиками и товарами. Этот вопрос уже обсуждают на базе Общественного совета при Роспотребнадзоре. Такой подход поможет решить проблему с контрафактной и нелегальной продукцией. Делать это можно с помощью государственных автоматизированных систем, таких как «Честный знак». В ней собираются данные об участниках продаж, которые используют маркировку, а также информация о таких изделиях. Пока это только обувь, парфюм, вода и другие позиции. До половины продавцов обуви, парфюма и бутилированной воды на маркетплейсах не прошли обязательную регистрацию в системе маркировки. Это выяснили общественники, в начале года они провели мониторинг 450 продавцов на крупнейших площадках страны. В итоге доля нелегальных торговцев обувью на Wildberries достигла 47 %, парфюмерии – 66 %, воды – 58 %. На Ozon показатель варьируется в диапазоне 8-13 %, на «Яндекс Маркете» – 4-7 %. Покупатели могут купить подделку или незаконно ввезенную в страну продукцию и активно жалуются на онлайн-продажи, отмечалось ранее в документах Минпромторга. Как правило, недовольство касается работы крупных маркетплейсов – Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркета». Площадки, например, нарушают порядок рассмотрения претензий, также им сложно вернуть товары, а в части случаев – трудно получить достоверную информацию о продукции и так далее. Чтобы решить эти проблемы, регуляторы могут предъявить новые требования к онлайн-продавцам. Например, обязать маркетплейс раскрывать сведения о продавце, которые позволят однозначно его идентифицировать. Во многих случаях нарушений речь идет об очевидных фактах, которые не требуют контрольных закупок и экспертиз. Например, на товаре нет информации или она недостоверна, бывают случаи, когда продукция содержит запрещенные компоненты и многое другое. Агрегаторы могут отсеивать таких поставщиков и изделия. Ситуация осложняется тем, что некоторые иностранные правообладатели ушли из России, а до этого они самостоятельно контролировали ситуацию и пресекали продажи контрафакта. Свою лепту вносит и мораторий на госпроверки – работу надзорных органов ограничили. Поэтому логично установить к площадкам единые требования по контролю за поставщиками продукции и ассортиментом. Компании могут использовать государственные информационные системы: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр сертификатов и деклараций, систему маркировки, добавил он. Минпромторг считает, что бизнес сам должен взять на себя новые обязанности. Там уверены: площадки не должны допускать реализацию товаров с нарушениями, контрафакта. Крупнейшие маркетплейсы уже поддержали эту идею, заметили в министерстве. Минпромторг поддерживает инициативы, которые направлены на «обеление» рынка, в том числе с использованием системы «Честный знак», – подчеркнули в ведомстве. Система маркировки товаров – один из наиболее эффективных инструментов противодействия незаконному обороту промышленной продукции. На стоимости товаров на маркетплейсах инициатива не отразится, сказали в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки). Всё сводится к борьбе с площадками, в то время как у недобросовестных участников рынка складывается иллюзия безнаказанности, заметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Чтобы решить проблему, надо наладить работу уже действующих механизмов. Например, с 1 марта маркетплейс несет ответственность за продажу немаркированной продукции. Хотя из-за моратория на госпроверки зафиксировать нарушения некому, добавил эксперт.

Ozon формирует динамический список важных для покупателей брендов. Маркетплейс уже просит предоставить документы по таким товарам, подтверждающие их качество и оригинальность. Площадка также запрашивает документы на продукцию чувствительных категорий – питания для детей, витаминов, БАДов и так далее. А в Wildberries считают, что предложенная мера – избыточна: она повысит нагрузку на интернет-площадки, но не решит проблему продажи продукции сомнительного качества. Недобросовестные предприниматели всё равно будут искать каналы для продажи товара. В «Яндекс Маркете» следят за появлением контрафакта. Компания использует автоматические системы – они формируют гипотезу о подозрительности товара или продавца. После чего маркетплейс проводит проверку.

Яндекс.Метрика