IT-новости в области права

изменения в интеллектуальных правах

17.07.2024

Законопроект о правилах компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак внесен в июне. Инициатором выступило правительство, но о необходимости пересмотреть ст. 1515 ГК Конституционный суд высказался еще зимой 2023 года. Согласно Постановлению КС 57-П, в действующей редакции нормы не соблюдается баланс интересов правообладателя и нарушителя, а значит, компенсации не всегда получаются справедливыми и соразмерными. Правительство предлагает добавить новый подпункт для ситуаций, когда к нарушителю обратилось сразу несколько правообладателей. Если компенсация по обоим искам считается в двукратном размере стоимости одних и тех же товаров, то суд может снизить ее размер для второго истца. При этом при некоторых обстоятельствах суд может и полностью отказать второму правообладателю.

Также РПЦ и Роспатент подготовили совместный законопроект о запрете регистрации товарных знаков и фирменных наименований с религиозными символами и именами святых. При этом уже существующих товарных знаков новые правила не коснутся. По информации издания, законопроект собираются внести в Госдуму до конца весенней сессии (то есть, 4 августа). Товарные знаки, носящие религиозный характер, всегда регистрировались с разрешения РПЦ. В ином случае их отклоняли, как противоречащие общественным интересам. Пока не очень понятно, как будет установлен критерий, носит знак религиозный характер или нет, подпадает ли он под действие будущего закона. Такая оценка зачастую носит субъективный характер, считает Плясунова.

Наконец, 24 июня Совет Евросоюза утвердил 14-й пакет санкций. Впервые санкции затронули права граждан на интеллектуальную собственность. Ограничения коснулись сразу нескольких аспектов. Во-первых, теперь европейские патентные ведомства не смогут принимать заявки на регистрацию интеллектуальной собственности от российских граждан и компаний. При этом совместная подача заявки на регистрацию тоже не допускается, если в процессе участвует гражданин РФ или юридическое лицо, зарегистрированные в России. Новые ограничения затрагивают товарные знаки, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, наименования мест происхождения товаров и географические указания. По мнению представителей отрасли, российская экономика вряд ли вообще ощутит на себе влияние данных санкций, так как поток заявок из России в страны ЕС и до 2022 года был ничтожно мал: в период с 2010-го по конец 2020 года количество заявок на изобретения и полезные модели от российских заявителей, поданных в Европейское патентное ведомство или патентные ведомства стран ЕС, составляло примерно 400 в год. Однако симметричные санкции в отношении заявителей из ЕС могли бы затронуть примерно 3000-4000 заявок (считая и евразийские заявки). Это гораздо больше потока в обратном направлении. В решениях Европейского Совета не сказано, что ЕС отказывается от международных соглашений. Напротив, имеется ссылка на исполнение международных договоров с формулировкой, что ведомства стран ЕС должны «предпринять все усилия» для отказа в приеме заявок. Что это означает, не вполне понятно из представленных документов, замечает юрист. По официальным заявлениям, эти меры – ответ на действия российского правительства и судов, которые лишают иностранных правообладателей защиты. В пакете есть и другая мера, касающаяся интеллектуальной собственности: правообладатели из ЕС при передаче промышленных ноу-хау, должны будут добавлять в договор гарантии того, что эти секреты не станут использовать при производстве товаров для России. С российской стороны тоже появляются инициативы, направленные на ограничение прав недружественных иностранцев. 19 июня депутат Михаил Делягин внес в Госдуму законопроект № 651038-8 об изменении статуса охраны интеллектуальной собственности. Делягин предлагает полностью перестать охранять интеллектуальную собственность недружественных иностранцев. Причем эти меры он предлагает распространить как на юридических, так и на физлиц. Решение о возобновлении действия прав будет принимать правительство, но только спустя три года после исключения страны из списка недружественных государств. В отличие от 14-го пакета санкций ЕС, в законопроекте нет оговорки о том, что зарегистрированная до его принятия интеллектуальная собственность продолжит охраняться. В пояснительной записке автор указывает, что в сложившихся условиях следует отказаться от соблюдения норм международного права, наносящих России наибольший вред и тормозящих ее развитие. Пока никаких решений по поводу этого законопроекта в Госдуме не принимали.

Яндекс.Метрика