IT-новости в области права

Принимаются оборотные штрафы за распространение данных клиентов

30.05.2022

Министерство цифрового развития России согласовало законопроект, который ужесточит ответственность компаний за утечку персональных данных их клиентов. Представитель Минцифры сообщил, что законопроект находится в финальной стадии: инициатива предполагает, что нарушители могут быть оштрафованы на 1 % от годового оборота. При этом штраф может вырасти до 3 %, если допустившая утечку компания не уведомит Роскомнадзор об инциденте в течение 24 часов. В ближайшее время инициативу планируют внести в Госдуму. «Бизнес должен быть мотивирован сохранять данные пользователей в безопасности, потому что штраф в 60 000 рублей за утечку «Яндекс.Еды» – это насмешка над здравым смыслом», – подчеркнул глава комитета ГД Александр Хинштейн. По мнению депутата, принятие законопроекта об оборотных штрафах будет мотивировать бизнес больше инвестировать в развитие систем информационной безопасности. Уточняется, что разработку инициативы ускорили из-за раскрытия в интернете информации о пользователях «Яндекс.Еды», Delivery Club и клиентов лаборатории «Гемотест». Эксперты раскрыли объем утечек данных о клиентах доставки еды в России. С февраля по май в сети оказались сведения о более чем восьми миллионах клиентов. Впервые о планах Минцифры подготовить законопроект о введении оборотных штрафов за утечку персональных данных стало известно 22 февраля. Персональные данные сейчас обрабатывают не только крупные IT-компании и банки, но и небольшие предприятия, например, из сферы услуг и ритейла, которые редко инвестируют в информационную безопасность. Меры, предложенные Минцифры, в целом аналогичны принципам GDPR (General Data Protection Regulation). GDPR действует в Европе и предусматривает взыскание оборотных штрафов за утечку данных, а также увеличение размеров штрафов в случае неуведомления регулятора. Персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). На текущий момент специального определения «утечки персональных данных» – нет. Как правило, под «утечкой» понимается распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (п. п. 1, 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Яндекс.Метрика