14.04.2021
В минувший вторник ФАС России возбудила дело в отношении «Яндекса» за неисполнение требований к инструментам выдачи в поиске. По данным ведомства, организация не исполнила предупреждение антимонопольного органа и продолжает создавать дискриминационные условия на рынке поиска в сети Интернет.
Ведомство отмечало, что исследует возможные антиконкурентные практики по продвижению сервисов группы ООО «Яндекс» в поисковой выдаче, а также оценит последствия, к которым привели (могли привести) такие практики. По данным ФАС, если факт нарушения и ограничения конкуренции будет установлен, обществу может быть назначен оборотный штраф от суммы выручки на рынке. В свою очередь «Яндекс» заявил, что не согласен с обвинением в ограничении конкуренции и готов отстаивать свою позицию. По данным компании, обогащенные ответы в поиске - это мировая практика, все поисковики дают расширенные ответы пользователям, свыше 30 тыс. компаний уже бесплатно используют технологию обогащенных ответов «Яндекса». В начале апреля ФАС сообщала, что «Яндекс» подал в ведомство ходатайство о переносе сроков исполнения требований к инструментам выдачи в поиске на один месяц. В конце февраля стало известно, что ФАС России обязала «Яндекс» в месячный срок прекратить предоставлять собственным сервисам (в том числе «Яндекс.Медиасервисы», «Кинопоиск», «Яндекс.Вертикали», «Яндекс.Маркет») преимущества в поисковой системе «Яндекса», занижая тем самым позиции других компаний в выдаче. Кроме того, ФАС обязала «Яндекс» опубликовать условия доступа сервисов к инструментам продвижения в поиске, а также обеспечить равный доступ к ним для всех игроков рынка. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок ФАС обязана принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. После заявления ФАС в компании сообщили, что исполнение этих требований к инструментам поисковой выдачи ухудшит качество поиска для пользователя. И отметили, что некоторые требования предписания уже реализованы в поиске. В августе 2020 года онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon направили в ФАС жалобу на злоупотребление "Яндексом" доминирующим положением. Основная претензия этих компаний заключается в специальных виджетах поисковой системы («колдунщиках»), которые чаще всего выводятся выше других результатов поиска и позволяют пользователям искать билеты, объявления, фильмы и другое без перехода на отдельную страницу. По мнению компаний, попасть туда могут только сервисы «Яндекса», а такой инструмент не показывает наиболее подходящий результат запроса, привлекая внимание пользователя и уводя его на сервисы «Яндекса», что приводит к потере трафика у конкурентов. В «Яндексе», со своей стороны, заявляли, что виджеты являются международным отраслевым стандартом, они не закреплены по умолчанию на первых позициях и не имеют никаких преимуществ перед обычными результатами поиска.
Тем временем, акции «Яндекса» снижаются на фоне возбуждения дела ФАС. Акции «Яндекса» упали после сообщения ФАС о возбуждении дела против компании за дискриминацию сторонних сервисов в поиске. К 18:37 по мск. бумаги поисковика на Московской бирже снижались на 6,24 % и уже падали на 7,1 %, до 4510 рублей – минимума с октября 2020 года. При этом индекс Мосбиржи рос на 0,1 %. Компания «Яндекс» не согласна с Федеральной антимонопольной службой, которая обвинила компанию в ограничении конкуренции и завела против нее дело. «Мы не согласны с обвинением в ограничении конкуренции и готовы отстаивать свою позицию. Обогащенные ответы на поиске – это мировая практика, все поисковики дают расширенные ответы пользователям», – указали в пресс-службе «Яндекс». Там отметили, что к такой технологии прибегают свыше 30 000 компаний. «Более того, мы уже расширяем доступные технологии обогащенного ответа для наших партнеров», – заключили представители «Яндекса».
Помимо прочего, предприятия бьюти-индустрии заявили в ФАС о нарушении «Яндексом» закона о конкуренции. Под документом подписались 28 представителей Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты из более чем 20 регионов России. Ассоциация предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК) направила главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Максиму Шаскольскому заявление с просьбой признать «Яндекс» нарушителем закона о конкуренции из-за понижения в поисковой выдаче позиций малых и средних компаний, входящих в объединение. «Действия ООО «Яндекс», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, ущемлении интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в том числе в сфере индустрии красоты, а также неопределенного круга потребителей, являются нарушением антимонопольного законодательства. <…> На основании вышеизложенного просим признать действия ООО «Яндекс» <…> нарушением ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции», – говорится в заявлении. В пресс-службе «Яндекса» прокомментировали заявление АПИК к регулятору. «Обогащенные ответы показываются только в том случае, если они лучше всего отвечают на поисковый запрос и дают возможность быстрее решить задачу – что-то найти, получить информацию, купить или заказать. Обогащенные ответы при этом не имеют каких-то преимуществ перед другими форматами в поисковой выдаче», – сказали в пресс-службе. В компании отметили, что всего на поиске сейчас можно встретить 14 видов обогащенных ответов. «Например, более 160 000 компаний из сферы бьюти уже создали свою карточку обогащенного ответа нашего сервиса «Справочник», и таким образом совершенно бесплатно привлекают себе клиентов. Еженедельно мы показываем порядка 3 000 000 карточек таких организаций. Кроме того, салон красоты может зарегистрироваться в «Яндекс.Услугах» и показываться внутри обогащенного ответа «Услуг», когда пользователь будет искать салон красоты», – добавили в пресс-службе.