17.06.2022
В Государственной думе подготовили законопроект о рекомендательных алгоритмах, который, возможно, даст пользователям право отключать таргетированную рекламу, которую показывают пользователю на основе его поисковых запросов и посещенных сайтов.
Согласно документу, онлайн-платформы могут обязать обеспечить пользователям возможность отключать алгоритмы, формирующие специально подобранный для него контент. Требование могут распространить на социальные сети, новостные и поисковые агрегаторы и аудиовизуальные сервисы. При этом Яндекс и VK выступили против проекта, так как из-за него может резко снизиться время, которое пользователи проводят во всех сервисах Яндекса. В VK же опасаются, что требования помешают развитию новой платформы «VK Видео». О работе над законопроектом заявил депутат Госдумы, замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин («Единая Россия») в ходе ПМЭФ-2022. «Что касается таргетированной рекламы, обсуждается вопрос появления кнопки, которая также дает возможность отключения», – приводит слова депутата пресс-служба «Единой России». Кроме того, депутаты хотят обязать социальные сети дать пользователям возможность отключать алгоритмы персонального формирования ленты новостей. «Пользователь должен иметь возможность отключения сервиса. Чтобы компаниям было понятнее, формулировка в законе звучит как возможность «полного или частичного отключения алгоритмов», – уточнил Горелкин. При этом российский законодатель «не будет влезать в механику работы движка», заверил он. «Мы хотим, чтобы пользователям понятным языком объяснили, как это работает. Сейчас платформы диктуют пользователю свои условия потребления контента, это несправедливо», – подчеркнул он. Законопроект может быть внесен в весеннюю сессию. По словам Горелкина, реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат компаний. Документ будет действовать как для российских, так и для иностранных игроков. Как отметил депутата, с крупными игроками рынка законопроект уже обсуждался, они готовят свои предложения. Он добавил, что ожидает до конца недели предложения от бизнеса по модификации законопроекта. Например, есть идея вывести таргетированную рекламу из регулирования. «Мы в этом их поддерживаем. В это мы лезть не планируем. Но там, где человек осуществляет поиск информации, здесь рекомендательная технология должна быть подвергнута регулированию, должна стать прозрачной. Нужно простым языком в пользовательском соглашении разъяснить человеку, как это работает, почему он получает конкретно эту информацию, этот продукт», –добавил Горелкин. Законопроект будет регулировать сам механизм рекомендаций, а не отдельные сервисы и платформы, уточнил Горелкин. «Регулированию должна подвергнуться сама технология рекомендательного сервиса, а не конкретные виды сервисов, как год назад это обсуждалось. Мы не пошли по истории видов сервисов, что мы рекомендательный движок у соцсетей и видеохостингов регулируем, а у маркетплейсов не регулируем, нет. Мы пошли по истории регулирования рекомендательной технологии», – отметил Горелкин, уточнив, что под действие документа подпадают и поисковики. «Мы намеренно не вводим каких-то особенных штрафов, административную ответственность мы не вводим. Законопроект очень гибкий и мягкий. Тем не менее у пользователей будет возможность жаловаться на работу рекомендательного сервиса, Роскомнадзор будет эти жалобы рассматривать, взаимодействовать с компаниями, устранять эти истории, связанные с жалобами», – подчеркнул депутат.