IT-новости в области права

Ритейлеры против блокировок сайтов

27.01.2022

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) попросили правительство привлечь представителей отрасли к обсуждению законопроектов, которые ужесточают регулирование онлайн-торговли. Участники рынка интернет-торговли через отраслевые ассоциации просят премьера Михаила Мишустина вмешаться в ситуацию вокруг двух внесенных в Госдуму законопроектов, предполагающих внесудебную блокировку сайтов, на которых продается несертифицированная продукция. Бизнес настаивает, что последствия принятия таких норм будут катастрофой для e-commerce. Авторы проектов считают беспокойство преувеличенным, отмечая, что жесткое регулирование коснется только некоторых категорий, например, БАДов. АКИТ и РАЭК предупреждают, что принятие законопроектов может привести к массовому закрытию компаний интернет-торговли, оборот которой в прошлом году достиг 3,1 трлн рублей.

Речь идет о двух документах: внесенном в июне 2021 года депутатами Госдумы Сергеем Неверовым и Александром Петровым и о поступившем в парламент в декабре от депутата Сергея Леонова. Первый предполагает внесудебную блокировку сайтов, на которых продается пищевая продукция, не прошедшая оценку соответствия и запрещенная к обороту. Второй документ вводит аналогичные меры в отношении всех категорий товаров, оборот которых запрещен. Поправки предлагается внести в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». При этом владельцы сайтов могут избежать блокировки, самостоятельно удалив информацию в течение 48 часов после получения предупреждения.

По словам президента АКИТ Артема Соколова, количество выявляемых нарушений не соответствует масштабу предлагаемых мер. Так, в 2021 г. на 2,6 млрд заказов было выявлено всего около 7000 нарушений (0,0003% от всех заказов). В Wildberries говорят, что законопроекты нуждаются в доработке, так как блокировка всего сайта, а не конкретной страницы с несертифицированным товаром, – избыточная мера. «Неосторожное регулирование может отразиться на работе десятков тысяч предпринимателей, продающих товары на маркетплейсах», –отмечают в «Яндексе. Ozon заявил о необходимости рассмотреть альтернативные механизмы борьбы с несертифицированной продукцией, включая систему маркировки. Первый законопроект был частью нашумевшей кампании производителя БАДов «Эвалар» против американского маркетплейса iHerb. Рассматривать инициативу депутатов как проекцию интересов тех или иных участников рынка неуместно, уверяет председатель совета директоров «Эвалара» Наталия Прокопьева. Сама она видит «объективные основания у предлагаемого регулирования на фоне цифровой трансформации торговли».

На сегодняшний день законодательно утверждены критерии для блокировки сайтов, на которых продают лекарства в розницу. Так, решение о блокировке сайта примут, если будет выявлено хотя бы одно из следующих предложений:

- о розничной продаже фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных или незарегистрированных лекарств;

- розничной онлайн-продаже рецептурных, наркотических и психотропных медпрепаратов, а также спиртосодержащих лекарств с объемной долей этилового спирта свыше 25%;

- розничной онлайн-продаже медпрепаратов с использованием доменных имен и (или) указателей страниц сайтов, которые не внесены в разрешение на дистанционную торговлю лекарствами.

Будут ли введены подобные или аналогичные критерии для «БАДов» – остается только догадываться, однако, резонанс вокруг законопроектов должен привести к их модификации и доработке.

Яндекс.Метрика