IT-новости в области права

РКН придумал, как измерять аудиторию в сети

19.08.2021

При исследовании объёма аудитории будут учитывать посещения ресурса пользователями старше 12 лет, принимая во внимание федеральный округ, в котором они проживают. Соответствующий проект приказа Роскомнадзора опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Минцифры подготовило предложения об объеме и составе информации. Но по новым правилам измеритель заключит с каждым ресурсом соглашение, определяющее объем и содержание данных, а также способ и регулярность их выдачи. Участники рынка опасаются, что такая формулировка позволит новой структуре требовать фактически неограниченный объем информации для таргетинга рекламы. Проекты приказов Роскомнадзора уточняют порядок реализации закона об обязательных измерениях аудитории в интернете. Документы опубликованы для общественного обсуждения на regulation.gov.ru 12, 13 и 16 августа 2021 года. Закон о едином измерителе внесен в Госдуму депутатом Антоном Горелкиным 19 мая и принят уже в июне. Президент Владимир Путин подписал его 1 июля. Документ обязует Роскомнадзор до 1 августа выбрать организацию, которая будет измерять аудиторию в интернете по аналогии с измерениями на телевидении (единым измерителем аудитории телеканалов является Mediascope). Для того, чтобы посещение пользователем было засчитано, он должен полностью загрузить страницу и провести на ресурсе не менее 30 секунд. Информацию о своей аудитории обязаны будут передавать интернет-СМИ, аудиовизуальные сервисы, новостные агрегаторы и телеканалы в интернете и другие ресурсы. В Роскомнадзоре объяснили, что выберут уполномоченную организацию «после вступления в силу необходимых нормативных правовых актов». Результаты исследований должны будут содержать информацию о совокупной аудитории ресурса среди всех пользователей, проживающих в РФ, а также по отдельным федеральным округам и городам Москвы и Санкт-Петербурга. В одном из них говорится, что измеритель будет направлять сервисам «уведомление о начале взаимодействия», на которое они должны ответить в течение пяти дней, предоставив контакты ответственного за передачу данных лица. Взаимодействие будет идти «на основании соглашения уполномоченной организации и владельца информационного сервиса». Именно оно определит способ передачи, регулярность предоставления и содержание данных, следует из документа. Минцифры еще 15 июля представило проект постановления в правительство о составе и объеме сведений, которые должен получать измеритель. Среди них данные об идентификаторе пользователя и его оборудовании, информация о любом посещении ресурса с указанием времени и региона, IP-адрес и сведения о контенте, который просматривался, вплоть до перечисления заголовков статей. Ассоциации участников рынка раскритиковали документ, заявив, что такой объем и состав данных избыточны для подсчета аудитории. Формулировки в проектах Роскомнадзора означают, что список данных, которые интернет-площадки должны передавать, не будет минимизирован и четко закреплен в тексте основного закона, считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. «Окончательное решение о составе данных будет фактически принимать уполномоченная организация и фиксировать его в соглашении», – говорит он. Перечень категорий безвозмездно передаваемых данных нужно ограничить до минимума, исключить сбор данных по контенту, который распространяется только в платном доступе, настаивает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. С учетом проектов подзаконных актов сейчас приведен максимально возможный набор данных, которые хочет получать измеритель, но на практике, вероятно, все будет зависеть от цели проводимых им исследований в каждом конкретном случае, «в той или иной ситуации могут потребоваться какие-то выборочные данные, а могут и все». Запрашиваемый объем данных «наводит на мысль», что в дальнейшем они могут использоваться для таргетирования рекламы, «в пользу этого говорит и тот факт, что измеритель по закону имеет возможность продавать результаты исследований». В Mediascope отказались от комментариев, Минцифры не ответило на запрос. В Роскомнадзоре заверили, что перечень и порядок предоставления данных, получаемых измерителем, будет утвержден именно постановлением правительства, проект которого разработало Минцифры.

В июле в РФ был принят закон о едином измерителе аудитории интернет-ресурсов. Он распространяет механизм измерения аудитории телеканалов на аналогичные исследования в Сети. Таким исследованиям подлежат сайты, информационные системы и программы, которые используются для «распространения продукции СМИ, аудиовизуальных произведений и иной общедоступной информации» на русском языке и других языках народов РФ. Ранее в Минцифры исключили передачу данных россиян через аудиовизуальные сервисы. В министерстве подчеркнули, что планируется только передача информации о регионе пользователя. Речь идёт о проекте постановления ведомства, которым утверждаются перечень и порядок предоставления данных для проведения исследования объёма аудитории информационных ресурсов.

Яндекс.Метрика