07.02.2024
Законопроект о снижении штрафов за нарушение маркировки интернет-рекламы в десять раз направлен в правительство. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков предложил снизить штрафы за нарушение правил маркировки интернет-рекламы в десять раз. Проект ждет отзыва. По мнению вице-спикера, действующий закон ввел одинаковое наказание для блогеров-миллионников и новичков с минимальным оборотом. Депутат считает, что штрафы за нарушение слишком большие и, пока карательная практика не начала работать в полную силу, нужно скорректировать норму. Поправки Даванкова предлагают наказывать за нарушение маркировки рекламы в первый раз предупреждением, а максимальный штраф за повторные случаи снизить до 3000 рублей для физических лиц, до 10 000 рублей для должностных лиц и до 50 000 рублей для компаний. 1 сентября 2023 года вступили в силу поправки о штрафах за нарушение правил маркировки интернет-рекламы. Почти сразу оштрафовали видеоблогера и городской телеграм-паблик. Ещё дела за маркировку завели на муниципальный телеканал, научно-популярное СМИ и два телеграм-канала. Теоретически штраф за нарушение правил маркировки интернет-рекламы может получить практически каждый, кто зарабатывает на этом поприще. Закон установил наказание для тех, кто не передает сведения об интернет-рекламе в Роскомнадзор или предоставляет неполную информацию, распространяет сообщения без идентификатора.
За отсутствие маркировки есть два штрафа (п. 15 и 16 ст. 14.3 КоАП РФ):
От Роскомнадзора – его выписывают, если не залить креатив в реестр и не получить токен. Штраф для физлиц – 10 000-30 000 рублей, для должностных лиц – 30 000-100 000 рублей, для компаний – 200 000-500 000 рублей.
От ФАС – за публикацию рекламы без токена, пометки «реклама» и указания рекламодателя. Штраф для физлиц – 30 000-100 000 рублей, для должностных лиц – 100 000-200 000 рублей, для компаний – 200 000-500 000 рублей.
ФАС может выписать более мягкий штраф за общие нарушения закона о рекламе (п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). По этой статье штраф для физлиц сравнительно небольшой – 2000-2500 рублей, как и для должностных лиц – 4000-20 000 рублей, а вот для компаний всё равно крупный – 100 000-500 000 рублей.
Роскомнадзор разъяснил, как размещать идентификатор рекламы, привел примеры его оформления для контента разных типов (подкастов, аудиорекламы, видеотрансляций и т.д.). Пять основных способов размещения идентификатора такие:
- по кликовой ссылке, интегрируемой в рекламный материал и ведущей на ресурс рекламодателя (приоритетный способ);
- в текстовом блоке;
- на изображении;
- на видео;
- в выпадающем окне.
В сочетании с одним из основных способов можно также использовать указание идентификатора в описании к видео или изображению. Если рекламное сообщение разместили до 1 сентября 2022 года, оно по-прежнему доступно для чтения, рекомендуется указать дату его публикации. Получать и размещать идентификатор не нужно. Были отмечены 2 ключевые ошибки:
- замена всех букв в идентификаторе на строчные или заглавные;
- шифрование ссылок с идентификатором.