22.11.2022
Верховный суд отказался передавать кассационную жалобу «Тинькофф банка» для рассмотрения коллегией по экономическим спорам. Он посчитал, что для этого нет оснований. Ранее три нижестоящие инстанции отказали банку в иске к МТС. Исковое заявление от «Тинькофф банка» к МТС поступило в Арбитражный суд г. Москвы еще в 2021 году. Истец обвинял ответчика в нарушении антимонопольного законодательства. В качестве третьего лица к участию в деле привлекли ФАС. Основанием для иска стала «монопольно высокая цена на СМС-рассылки». Банк заключил договоры на оказание услуг рассылок с компаниями «АйДиджитал» и «ОСК», которые оказывали свои услуги с помощью МТС. Оператор длительное время не исполнял предписание ФАС о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а наоборот, даже повысил некоторые тарифы на рассылки. В итоге свои убытки банк оценил в 1 млрд рублей, еще 96 млн рублей – требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. «Тинькофф» не доказал наличие у него убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, так как повышение его издержек на оплату услуг оператора связи не подлежит правовой квалификации в качестве убытков, поскольку указанные издержки были в полном объеме перенесены банком на конечных потребителей услуг смс-рассылки, а именно – на клиентов «Тинькофф». В то же время на истце лежит бремя доказывания как факта возникновения убытков, так и причинно-следственной связи между действиями ПАО «МТС» и возникновением убытков. Факт нарушения ПАО «МТС» антимонопольного законодательства суд первой инстанции посчитал установленным решением и предписанием ФАС России. Между тем суд на основании представленных в материалы дела доказательств не посчитал доказанным факт причинения Тинькофф Банк убытков в связи с нарушением ПАО «МТС» антимонопольного законодательства и признал обоснованными доводы ответчика о том, что вызванные повышением стоимости услуг смс-рассылки издержки Истец в полном объеме перенёс на собственных клиентов, в том числе за счет повышения стоимости услуг на смс-информирование. Помимо этого, МТС представили доводы, подтверждающие возросшее проникновение интернета и увеличение количества пользователей мобильными телефонами с выходом в интернет, что привело к изменению границ рынка и отсутствию у МТС доминирующего положения.