IT-новости в области права

В ЕС принимают закон, регулирующий деятельность IT-гигантов

25.03.2022

Обсуждавшийся несколько лет «закон о цифровых рынках» близок к принятию. Власти Евросоюза пришли к соглашению по законопроекту, регулирующему технологическую сферу в ЕС. Его цель – борьба с монополизмом и злоупотреблением своим положением со стороны интернет-гигантов. Европарламент и представители входящих в Евросоюз стран накануне договорились об ограничении полномочий IT-гигантов. Председательствующая в ЕС Франция подтвердила, что предварительное соглашение было достигнуто по итогам восьмичасовых переговоров. Речь идет о законе «О цифровых рынках» (Digital Markets Act), который предусматривает более жесткое регулирование деятельности крупных технологических корпораций и борьбу с их монополизмом. Согласно тексту законопроекта, вводятся огромные штрафы – до 10 % мирового оборота за первое нарушение и до 20 % – за повторное. В ближайшие дни в проект внесут технические правки, затем пройдет голосование в Европарламенте. Эксперты полагают, что это уже формальности, так как основополагающие договоренности достигнуты. Закон коснется компаний с капитализацией от €75 млрд или с годовым оборотом в ЕС от €7,5 млрд. Еще одно условие – не менее 45 000 000 ежемесячно активных пользователей и не менее 10 000 бизнес-пользователей из стран ЕС. Кроме того, у компании должна быть как минимум одна крупная интернет-платформа с существенным влиянием в ЕС и деятельностью в нескольких странах блока. Тем самым закон в числе прочих затронет корпорации Google, Amazon, Apple, Microsoft, Alibaba. Такие корпорации в законе называются «контролерами или привратниками» (gatekeepers) цифрового рынка. Закон «О цифровых рынках» требует от таких компаний соблюдения в числе прочего следующих норм:

ü предоставления возможности пользователям отписываться от ключевых сервисов платформы так, чтобы во всех остальных отношениях у них были те же условия, что и у тех, кто подписался на такие сервисы;

ü отсутствие требования по умолчанию при установке операционной системы установки важного программного обеспечения (например, браузеров) от этой же платформы;

ü обеспечение справедливого доступа разных разработчиков приложений к таким функциям смартфонов, как NFC-чипы;

ü предоставления продавцам доступа к данным по эффективности маркетинга и рекламы на платформе;

ü обеспечения совместимости разных сервисов обмена сообщениями;

ü информирования Еврокомиссии о слияниях и поглощениях.

При этом gatekeepers не могут:

ü делать преференции товарам и услугам, которые предоставляет сама интернет-платформа;

ü использовать данные пользователей, собранные одним из сервисов платформы, другими ее сервисами;

ü устанавливать несправедливые условия для бизнес-пользователей;

ü предустанавливать некоторые приложения;

ü требовать от разработчиков, которые хотят добавить свой продукт в магазины приложений, использовать определенные сервисы, например, платежные.

На практике это будет означать, в частности, что IT-гиганту придется предоставить возможность альтернативных вариантов загрузки приложений – не только из ее собственного магазина (например, App Store). Кроме того, разработчики приложений смогут использовать альтернативные варианты оплаты, не связанные с магазинами гигантов, где им приходится платить огромную комиссию, что вызывало такие конфликты, как Apple против Spotify и Epic Games. Корпорациям, активно работающим с рекламой, например, Google, будет сложнее показывать пользователям таргетированную рекламу – часто данные пользователей, полученные в одном из сервисов платформы, используются для рекламы в другом.

«Закон о цифровых рынках» был предложен Еврокомиссией в декабре 2020 года, с тех пор в ЕС идет его обсуждение. Закон критиковали и власти США, считавшие, что он направлен прежде всего против американских компаний. Закон устанавливает правила для компаний, которые контролируют доступ к крупнейшим цифровым платформам и данные зарегистрированных на них пользователей, в том числе социальные сети, поисковые системы, сервисы онлайн-рекламы и облачных вычислений, видеохостингах, а также разработчиков операционных систем, веб-браузеров и голосовых ассистентов. В частности, закон обяжет обеспечить совместимость между мессенджерами, а бизнес-пользователи получат полный доступ к своим данным; на платформах можно будет рекламировать конкурирующие с этими платформами продукты, а участие платформ в заключении сделок с клиентами перестанет быть обязательным.

IT-гиганты отреагировали на инициативу предсказуемо негативно. В Apple сказали, что «DMA создаст ненужные бреши в конфиденциальности и безопасности наших пользователей, а другие не позволят нам извлекать прибыль из интеллектуальной собственности, в которую мы вкладываем большие средства». В Google пригрозили, что «некоторые из этих правил замедлят инновации и сузят доступный европейцам выбор».

А вот в Европе придерживаются прямо противоположной позиции. Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер (Margrethe Vestager) отметила, что DMA впервые ограничит полномочия IT-гигантов посредством законодательных механизмов, а не долгих антимонопольных расследований. Профессор конкурентного права в лондонском Университете королевы Марии Иоаннис Коккорис (Ioannis Kokkoris) выразил надежду, что «регуляторная «смирительная рубашка» будет ужесточаться во всём мире». Профессор конкурентного права во флорентийском Европейском университетском институте Николя Пети (Nicolas Petit) считает, что новый закон, напротив, станет стимулом для инноваций и улучшит бизнес-модели некоторых компаний – он предсказал сдвиг в сторону подписных моделей и монетизации на уровне устройств и рост цен. А партнёр из брюссельской юридической компании Clifford Chance Томас Винье (Thomas Vinje) заявил, что необходимо расширить штат занимающихся правоприменением европейских чиновников – сегодня следить за исполнением требований DMA назначены 80 человек, и этого явно недостаточно. Его коллега из брюссельской юридической фирмы Dechert Алек Бёрнсайд (Alec Burnside) заявил, что расслабляться рано, и после вступления закона в силу его текст неоднократно ещё придётся корректировать. Новые европейские нормы повлияют на мировой рынок интернет-услуг. Как отмечает профессор права Колумбийского университета Ану Брэдфорд, европейские правила в сфере технологий часто становятся общемировым стандартом, потому что компаниям проще применять единые нормы везде, а не менять их от региона к региону. «Все смотрят на "закон о цифровых рынках": и ведущие технологические компании, и их конкуренты, и иностранные правительства. Возможно, даже Конгресс США решит, что им хватит смотреть со стороны на то, как в ЕС регулируют американские компании, и перейдет от разговоров о законодательной реформе к реальному принятию законов», – считает госпожа Брэдфорд. Европейский союз согласовал в четверг один из самых далеко идущих законов в мире, направленных против усиления влияния крупнейших технологических компаний, потенциально изменяющих магазины приложений, онлайн-рекламу, электронную коммерцию, сервисы обмена сообщениями и другие повседневные цифровые инструменты. «Закон о цифровых рынках» является наиболее радикальным с тех пор, как европейский альянс ввел в действие самые жесткие в мире правила защиты онлайн-персональных данных в 2018 году. Законодательство направлено на то, чтобы помешать крупнейшим технологическим платформам использовать свои взаимосвязанные сервисы и значительные ресурсы для «закабаления» пользователей и подавления новых конкурентов, препятствуя им в возможности привлечения новых участников и предотвращении конкуренции. Европейские стандарты все чаще принимаются во всем мире, а новейшее законодательство еще больше повышает планку, потенциально вводя компании в новую эру надзора – точно так же, как в сфере здравоохранения, транспорта и банковского дела.

Яндекс.Метрика