IT-новости в области права

В пятый антимонопольный пакет хотят внести поисковики и соцсети

19.09.2022

Пятый антимонопольный пакет, требования которого ориентированы на маркетплейсы и агрегаторы, предложили распространить на поисковые системы и социальные сети. ФАС считает, что текущая версия проекта не учитывает влияние платформ с широкой аудиторией на покупательский спрос. О расширении действия новых требований годом ранее просили компании интернет-торговли, но тогда их инициативу отклонили. Эксперты же, в свою очередь полагают, что идентифицировать признаки «цифровой платформы» в настоящее время крайне затруднительно. Тем не менее, ФАС вводит в антимонопольное регулирование этого понятия. В критерии доминирования цифровой платформы ФАС отнесла сетевые эффекты, долю сделок между продавцами и покупателями – это 35 % от общего объема совершаемых сделок на соответствующем товарном рынке и выручку, которая должна составлять за год не менее 2 млрд рублей. Таким образом под регулирование по подпадает малый и средний бизнес. По словам заместителя главы ФАС Сергея Пузыревского, расширение готовящегося к рассмотрению в Госдуме проекта пятого антимонопольного пакета, регулирующего цифровую среду, на соцсети и поисковики – обоснованно, поскольку нетранзакционные платформы также «в определенном смысле находятся в конкурентных отношениях». Он также предложил убрать критерий по доле определенного товарного рынка в 35 % для оценки платформы как доминирующей. Комитет в итоге рекомендовал законопроект ФАС к рассмотрению Госдумой в первом чтении с условием проработать предложения о его корректировке ко второму. Пятым цифровым пакетом вводится новое основание для экономической концентрации – стоимость сделки. Если сделка стоит более 7 млрд рублей, то, независимо от стоимости активов компании, сделка должна пройти антимонопольный контроль. Впервые эксперты смогут давать советы в том числе по реализации интеллектуальной собственности. Пятый антимонопольный пакет разрабатывается с 2016 года и должен расширить действие закона «О защите конкуренции» на цифровую сферу. Так, он вводит понятие «сетевой эффект», которое подразумевает получение участником рынка экономических преимуществ за счет большого числа пользователей и собираемых от них данных, что, по мнению ФАС, признак доминирующего положения. В 2021 году распространить действие пятого пакета на социальные сети, мессенджеры и поисковики попросили ФАС представители сегмента онлайн-торговли, ссылаясь на то, что платформы могут влиять на выбор пользователей при покупках в интернете. Но тогда инициативу отрасли не учли – нетранзакционные платформы не попали под действие проекта в том числе потому, что закрепить понятие «цифровой платформы» и договориться о ее конкретных признаках сейчас очень сложно. Пятый антимонопольный пакет содержит кардинально новый подход и включает ранее не применяемые в законодательстве определения, в связи с этим новое регулирование сначала должно быть апробировано на транзакционных платформах, где в явном виде действуют продавцы и покупатели. Это необходимо, чтобы понять, как работают новые нормы и насколько они эффективны, и только потом, учитывая практическую применимость, можно обсуждать возможное расширение регулирования на нетранзакционные платформы.

Яндекс.Метрика