IT-новости в области права

В РФ планируют регулировать контентные интернет-платформы

10.09.2020

Видео в интернете предложили регулировать как на телевидении. Российские вещатели предложили проект Концепции развития телерадиовещания на 2020–2025 годы. В нем есть положение о том, что деятельность «владельцев контентных интернет-платформ следует законодательно зарегулировать» в части правил размещения рекламы, структуры владения, возрастной классификации и т.д. по образцу ТВ-компаний.

Под данное определение подпадают интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в интернете и другие средства, «которые по многим признакам могут быть отнесены к СМИ, но не являются таковыми». Насколько известно, документ готовит рабочая группа под руководством гендиректора Национальной медиа группы (НМГ) Ольги Паскиной. Также в состав входят представители Минкомсвязи, Роскомнадзора, Национальной ассоциации телерадиовещания, ВГТРК, «Первого канала», РТРС и др. Авторы проекта утверждают, что нужно создать условия, при которых доступ населения к телевизионному и радиоконтенту будет обеспечен «при сохранении ведущей роли обязательных общедоступных телерадиоканалов как гарантии обеспечения информационных прав граждан». По закону иностранцы могут владеть напрямую или косвенно не более 20 % в российских СМИ. Количество рекламы на телевидении не должно превышать 12 минут в час или 3 часа 36 минут за сутки, а ее громкость не должна быть выше уровня звука телепрограмм. Также есть возрастные ограничения на рекламу определенных товаров и услуг в отдельных программах.

Авторы концепции предложили:

·         законодательно обязать владельцев сервисов интернет-вещания использовать единую технологическую платформу для распространения телеканалов первого и второго мультиплексов. НМГ в качестве такой платформы продвигала собственный сервис «Витрина ТВ»;

·         определить правовой статус единого измерителя телевизионной аудитории и аудитории в интернете, создать единую систему маркировки контента специальными метками;

·         запретить приоритизацию трафика иностранных видео и музыкальных сервисов, но разрешить операторам связи предоставлять пользователям видео отечественных сервисов на лучшей скорости и повышенного качества.

Как отметил гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян, под меры из концепции могут подходить ресурсы «ВКонтакте», Яндекс и Mail.ru Group, онлайн-кинотеатры Ivi и «Окко», а также зарубежные Facebook и Google. В Яндексе считают «невозможным разрабатывать концепцию измерения онлайн-аудитории и рекламы в интернете без участия интернет-компаний». В Mail.ru Group документ комментировать не стали. Телеканалы и сервисы, через которые можно смотреть видео в интернете, должны иметь схожие принципы регулирования, считают вещатели. Причина – зрители все чаще смотрят видеоконтент в сервисах формата YouTube или «ВКонтакте». В концепции содержатся и иные предложения, которые уже не касаются интернет-сферы:

·         уравнять статус телеканалов первого и второго мультиплексов, компенсировать из бюджета распространение каналов второго мультиплекса в малочисленных населенных пунктах;

·         создать третий мультиплекс с охватом городов с населением более 100 000 человек для телеканалов, которые вещают в эфире в аналоговом формате на территории более трех регионов;

·         создать мультиплекс с телеканалами высокой четкости;

·         создать фонд поддержки отечественного телевидения, учредителем которого будет правительство.

Молодежь и люди среднего возраста все чаще для получения медиаконтента используют интерактивную цифровую среду, указывают авторы концепции. Владельцы интернет-платформ конкурируют с традиционными вещателями, но доля российских медиахолдингов на рынке распространения аудио- и видеоконтента в интернете составляет менее 10%. Кроме того, основные интернет-платформы контролируются иностранными лицами. «Должны создаваться условия, обеспечивающие доступ населения к телевизионному и радиоконтенту во всех средах распространения (наземной эфирной, спутниковой, кабельной, интернет-среде) при сохранении ведущей роли обязательных общедоступных телерадиоканалов как гарантии обеспечения информационных прав граждан», – поясняют авторы документа.

Яндекс.Метрика