08.09.2021
Роскомнадзор утвердил требования к маркировке размещенного в интернете контента иностранных компаний, нарушивших российские законы. Ведомство сделало обязательным использование одного варианта сообщения.
В тексте говорится, что такие организации должны размещать на своих страницах сообщение о нарушениях российских законов. Размер букв этого текста не может быть меньше того шрифта, которым написана сама ссылка на ресурс. Дословно: «Информация… должна содержать сообщение: "Иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом, является нарушителем законодательства Российской Федерации" с использованием размера букв в сообщении не менее размера букв, содержащихся в ссылке на информационный ресурс иностранного лица», – указано в приказе Роскомнадзора.
С 2017 года проект по маркировке сайтов в выдаче уже развивают Банк России и сами поисковики. Так, официальные ресурсы финансовых организаций, например, банков и страховщиков, галочкой помечают Mail.ru Group и «Яндекс». Также у поисковиков в России уже есть целый ряд обязательств, установленных законодательно. Так, они обязаны удалять ссылки в рамках «права на забвение», фильтровать выдачу на предмет запрещенных сайтов (для этого они должны подключиться к специальной информационной системе) и удалять пиратский контент. Подписанный в 2018 году антипиратский меморандум утвердил появление реестра пиратских ссылок, которые должны удалять поисковики.
По данным «Яндекс.Радара», который считает популярные в России поисковые системы, на 3-9 мая:
· доля «Яндекса» в поиске составляет 59,76%,
· Google — 38,41%,
· Mail.ru — 0,89%,
· Rambler — 0,04%.
Эксперты сомневаются, что новая инициатива депутатов создаст серьезные сложности поисковикам. «Поскольку мы полагаем, что список нарушителей не будет обновляться два раза в день, то технических проблем тут быть не должно», – поясняет гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. С ним согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Я не думаю, что даже потребуется специальный реестр, потому что таких компаний-нарушителей не миллионы». Однако вопрос, насколько эффективной окажется мера. Карен Казарян сравнивает такую метку с предупреждением об опасности курения на сигаретных пачках. По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, инициатива является популистской: «Заставить вешать ярлыки не проблема, но такие действия выглядят локальными и попадающими в сиюминутную повестку».
Маркировку контента предлагают использовать не только в целях борьбы с нарушениями. Детский омбудсмен Анна Кузнецова призывает начать маркировать позитивный контент, который подходит детям, специальной кнопкой. Омбудсмен считает, что специальная детская маркировка даст им возможность сразу же кликать на добро, а родителям меньше волноваться. Яркие кнопки смогут сделать те материалы, которые действительно несут позитив, более заметными и выделяющимися. Пока же чаще всего необходимость маркировать контент специальными сообщениями касаются тех, кто нарушает или может потенциально нарушить законодательство или нести какую-либо деструктивность. 1 июля 2021 года иностранные компании, нарушающие российские законы, обязали информировать об этом пользователей своих информационных ресурсов. Это требование вошло в закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».