27.10.2021
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело против компании Apple в связи с запретом информировать покупателей приложений в App Store об альтернативных способах оплаты. «Apple не исполнила предупреждение, в связи с чем ФАС России возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении компании», – говорится в сообщении службы. Требование ФАС заключалось в том, что Apple была обязана прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке распространения iOS-приложений. Теперь компании может грозить оборотный штраф, предупредило ведомство. 30 августа служба вынесла Apple предупреждение и потребовала до 30 сентября устранить нарушение, связанное с отсутствием возможности оплаты товаров пользователями в приложениях из каталога AppStore с использованием внешних ссылок. В ФАС напомнили, что пункт 3.1 руководства по рассмотрению App Store запрещает разработчикам iOS-приложений информировать клиентов внутри приложения о возможности оплаты покупок за пределами App Store. Apple требует, чтобы разработчики удаляли ссылки на свои интернет-ресурсы и изменяли функционал приложения так, чтобы форма регистрации не вела на внешние сайты, иначе компания не допускает приложения в App Store, где предусмотрена комиссия от 15 % до 30 % с каждого платежа в магазине. Следовательно, пользователи устройств не проинформированы о возможности покупок за пределами App Store. Именно в связи с этим ФАС пришла к выводу, что Apple злоупотребляет доминирующим положением на рынке распространения приложений для iOS. Компания Apple часто становится ответчиком по делам о защите прав пользователей по всему миру. Так по одному коллективному иску пользователей, разрешенному в США в этом году, Apple заплатит $95 миллионов. Суть претензий состоит в том, что Apple заявила в пользовательском соглашении, что компания «может использовать новые или отремонтированные детали или продукты, эквивалентные новым по характеристикам и надёжности». Однако, по мнению пользователей, «отремонтированные или восстановленные» устройства не «эквивалентны» новым по производительности и надёжности». Потому они потребовали компенсацию. Иск подали пользователи из США, купившие расширенную программу гарантий напрямую или через программу iPhone Upgrade Program. Приобрели они её после 20 июля 2012 года, а также поменяли сломанное устройство. Как оказалось, компания нарушила Закон о гарантии Магнусона–Мосса и другие законы США. При этом иск был подан ещё в 2016 году. Apple не признала вину, но предпочла мировое соглашение.