17.01.2022
Группа американских законодателей предложила законопроект, призванный существенно упростить содержание пользовательских соглашений на сайтах. Как показывают исследования, большинство пользователей принимает их, даже не читая, а некоторые интернет-сервисы этим пользуются. Согласно законопроекту, бизнес также будет вынужден рассказывать пользователям о том, какие данные собирает и предупреждать о случавшихся в прошлом утечках. Согласно новелле, подобные соглашения не только должны стать «простыми для понимания», но и обязать владельцев интернет-сайтов указывать в соглашениях дополнительную информацию, включая также перечень собираемых сервисами конфиденциальных данных. Они могут включать в себя информацию о здоровье пользователей, их местоположении и демографию: расовую или религиозную принадлежность, пол и возраст пользователей. Член Палаты представителей Лори Трейхан отметила, что сложные формулировки пользовательских соглашений открывают простор для злоупотреблений, и некоторые компании включают в документы положения, расширяющие контроль над личными данными пользователей. А пользователи лишаются возможности принимать обоснованные решения о том, стоит ли пользоваться услугами таких интернет-сервисов. Сенаторы Бен Рей Лухан и Билл Кессиди добавили, что пользователи отнюдь не должны продираться сквозь дебри юридических терминов, и требование формулировать пользовательские соглашения в простых словах назрело уже давно – это будет способствовать повышению прозрачности в работе компаний, особенно в области обработки конфиденциальных данных. В соответствии с предложенным законом, технологическим компаниям придется дополнить пользовательское соглашение лаконичным комментарием, написанным простым и понятным потребителю языком. В нем, помимо описания сути соглашения, должно быть разъяснено, какие «чувствительные данные» сервис или программа собирает. К таковым авторы законопроекта относят сведения о состоянии здоровья, точном местоположении, поле, расе, возрасте и вероисповедании. Сайты, как следует из законопроекта, также должны будут раскрывать информацию о случаях взломов их систем безопасности и утечек данных, если таковые имели место за последние три года.
Документ получил название TLDR Act. Акроним TDLR расшифровывается как Terms-of-service Labeling, Design and Readability. Данная аббревиатура выбрана законодателями неслучайно – она практически идентична распространенному в англоязычном интернете сокращению TL;DR (too long; didn’t read), которое переводится на русский язык как «слишком длинно, не читал». Оно может быть использовано в качестве комментария к тексту, который был проигнорирован ввиду его большого объема автором замечания. Таким образом, IT-компаниям придется дополнить пользовательское соглашение лаконичным комментарием, написанным простым и понятным потребителю языком. Большой объем текста и наличие сложных для понимания юридических терминов и формулировок отпугивают людей, в результате чего большинство из них соглашается с предложенными условиями обслуживания, не читая их вовсе. По данным опроса Deloitte, датированного 2017 г., 91 % американцев принимает пользовательское соглашение, даже не взглянув на него. В возрастной группе 18-34 года все еще хуже – 97 % ее представителей не обременяют себя изучением условий обслуживания, прежде чем нажать кнопку «принять». По мнению авторов инициативы, в подобной ситуации у бизнеса возникают широкие возможности для злоупотреблений. Недобросовестные компании намеренно «раздувают» объем соглашений об обслуживании, чтобы сокрыть в них невыгодные клиенту условия – например, разрешение на обработку персональных данных, и в случае правового разбирательства иметь в своем распоряжении мощный аргумент – пользователь дал свое согласие, хотя осознанным назвать его можно едва ли.
Одной из предпосылок к тому, чтобы американский конгресс озаботился проблемой недостаточной прозрачности взаимоотношений между цифровыми сервисами, стало интервью экс-сотрудницы Meta (ранее Facebook) Фрэнсис Хауген телеканалу CBS, в котором та заявила, что принадлежащие корпорации соцсети нередко использует алгоритмы для разжигания ненависти, которая в конечном счете способствует росту прибыли компании. Глава Meta Марк Цукерберг счел обвинения клеветой. Позднее информатор выступила перед конгрессом и, по словам Трахэн, многие из недавних предложений внесены членами нижней палаты парламента под влиянием ее показаний. Законопроект подается группой конгрессменов от обеих партий.