27.03.2023
В России просят запретить банкам блокировать списания за онлайн сервисы по требованию клиента. Такое обращение «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) направила в Центробанк. В кредитных организациях подтвердили: если подписка оформлялась на стороне компании, там ее и нужно отменять, поскольку банк выступает лишь провайдером операции. В ЦБ рекомендуют финансовым организациям обеспечить возможность в мобильном приложении отказаться от любых периодических платежей. Вместе с тем представители онлайн-ресурсов считают инициативу избыточной. Глава ОПИ Олег Павлов обратился к руководителю ЦБ Эльвире Набиуллиной с просьбой принять меры по предотвращению списания денег с банковских карт граждан без их согласия за подписки на онлайн-сервисы. В России растут продажи товаров и услуг онлайн, но из-за этого увеличивается число операций по запросам мошенников и просто не вполне порядочных предпринимателей, не исключая крупнейшие интернет-площадки и популярные медиасервисы. По словам Олега Павлова, особую роль здесь играют подписки, которые предполагают продление платежей, однако отписаться от них не всегда возможно. «Не сумев отменить платную подписку, плательщик обращается в банк с просьбой прекратить дальнейшие списания средств. Но там вместо аннулирования последующих требований недобросовестного получателя клиенту предлагают перевыпуск карты, чем создают неоправданные сложности и зачастую дополнительные расходы – продолжение списаний», – поясняет Олег Павлов. Глава ОПИ убежден, что подобная практика некорректна. Он указывает на нормы, согласно которым клиент может дать распоряжение банку об отзыве акцепта на списание денежных средств со счета по требованию третьих лиц. В связи с этим ЦБ просят дополнить требования к банкам, прямо закрепляя норму о том, что они не вправе отказывать плательщику в отзыве акцепта на списания и не должны осуществлять перевод денежных средств по требованию получателя средств. Банки, как правило, не идут навстречу потребителям. Вместо этого они просят людей решать этот вопрос с тем сервисом, где была оформлена подписка, хотя проще всего это сделать через них. Чаще всего это происходит на площадках, которые предлагают доступ к аудио- или видео контенту. Проблему признают и в Госдуме. Еще в марте прошлого года депутат от «Единой России», координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин предложил законодательно обязать интернет-сервисы, которые работают в стране, предупреждать клиентов о планируемых списаниях. Законопроект должен быть внесен в Госдуму в весеннюю сессию.
В крупнейших банках подтвердили если подписка оформлялась на сайте сервиса, там ее и нужно отменять. Сейчас банк может только предоставить инструменты для оплаты. Банк не имеет оснований прекратить списание денег по подписке по просьбе клиента, так как выступает сторонним лицом в договоренностях между держателем карты и поставщиком услуги. Для того чтобы избежать списания денежных средств со своего счета, необходимо заблаговременно отказаться от использования данных услуг. В Банке России заявили, что изучат предложения ОПИ после их получения. Подписка на какой-либо сервис представляет собой услугу (абонентский договор), на которую распространяются положения Гражданского кодекса и Закона о защите прав потребителей, подчеркнули в ЦБ. Это, в частности, означает, что клиент имеет право на отказ от услуги в одностороннем порядке. Вместе с тем возможны недобросовестные действия компаний, которые предоставляют сервис автоматических регулярных списаний, например, усложнение процедуры отказа от подписки и (или) ее подключение без явного волеизъявления потребителя, – знают в регуляторе. В таких ситуациях некоторые кредитные организации уже сами предлагают услугу, позволяющую заблокировать периодические платежи (в том числе по подпискам) без обращения к компании, предоставляющей сервис, отметили в Банке России. Регулятор поддерживает эту практику и рекомендует банкам обеспечить потребителю возможность в мобильном приложении отказаться от любых периодических платежей. Например, в Почта Банке рассказали о сервисе, где можно в режиме одного окна посмотреть все подписки, но не отменить их. В МТС и «Мегафоне» считают инициативу ОПИ избыточной, потому что отменить подписку легко внутри сервиса. Крупные российские интернет-ресурсы предлагают четкие и понятные механизмы отключения подписок. Более того, иногда для удержания пользователей им предлагают скидки и бонусы, проблемы с отпиской, по некоторому мнению, возникают лишь у единичных пользователей. Привязывая карту, клиент заключает отношения с сервисом. Банк гипотетически мог бы отвязывать карты за клиента по его поручению, но это может требовать изменений в текущем законодательстве и наделения банков большими полномочиями. В 2021 году MasterCard анонсировала сервис, который позволит клиентам в одном окне управлять своими подписками. Хоть идея может быть полезной, потому что проблема забытых подписок до сих пор существует, но если обязать банки исполнять новые процедуры, то издержек на реализацию такой инициативы может быть больше, чем выгод от нее для клиентов.