IT-новости в области права

Wildberries ввел штраф за возврат товара

25.05.2022

В сообществе Wildberries «ВКонтакте» пользователи начали активно жаловаться на штрафы в размере 100 рублей за отказ от каждой позиции в заказе. Покупатели отмечали, что штраф взимается при любой доле выкупа и уровне возврата. По информации представителей интернет-магазина Wildberries, сумма за возврат товара будет взиматься в случае, если у клиента возврат товаров составляет от 90 процентов.

Согласно пункту 4 статьи 26.1 («Дистанционный способ продажи товара») закона «О защите прав потребителей», при отказе потребителя от товара, продавец возвращает его полную стоимость, за исключением расходов продавца на доставку. Однако речь идет и о товаре ненадлежащего качества, за возврат которого взимается штраф. В таком случае необходимо руководствоваться статьей 18 («Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков») соответствующего закона. Так, за товар ненадлежащего качества продавец обязан полностью возместить убытки. Если возврат осуществляется в пункт выдачи, то и расходы продавца отсутствуют. Если товар увозит от покупателя продавцу курьер, то расходы, по его словам, вероятнее всего, будут, причем вполне документально подтверждаются. Специалисты считают этот маневр довольно спорным, но вряд ли кто-то будет судиться за 100 рублей, удержанных за возврат. Маркетплейс достиг того уровня репутации, узнаваемости и самодостаточности, чтобы пренебрегать в легкой степени некоторыми покупателями. При соблюдении определенных условий потребитель может потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств и вернуть товар надлежащего качества, приобретенный дистанционно. Если товар некачественный, вернуть его можно также при наличии оснований, указанных в п. п. 4, 5 ст. 26.1 Закона № 2300-1.

Отказаться от полученного товара, приобретенного таким способом, можно в следующие сроки (п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1):

1)      в течение семи дней после передачи товара;

2)      в течение трех месяцев с момента передачи товара в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара.

По общему правилу отказаться от товара в указанные сроки можно (за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения), если соблюдены следующие условия:

1)    сохранены товарный вид, потребительские свойства товара, а также имеется документ, подтверждающий факт и условия их покупки. При отсутствии такого документа можно ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца, например, на выписку с банковского счета, содержащую сведения, позволяющие идентифицировать покупку. При этом оплата потребителем товара путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности возвратить уплаченную за товар сумму при его возврате;

2)    товар не имеет индивидуально-определенных свойств, в силу которых он может быть использован исключительно вами.

В правилах возврата Wildberries указано, что они носят рекомендательный характер и не ограничивают покупателя в правах, связанных с предъявлением требований Продавцу, предусмотренных действующим законодательством. В самой компании утверждают, что политика возвратов не менялась, и пользователи, которые заказывали много и выкупали мало, оплачивали обратную логистику. При этом маркетплейс не раскрывает, о каких суммах выкупа идет речь.

Яндекс.Метрика