Права на контент в социальной сети

Права на контент в социальной сети

04.03.2019

Чей контент?

Все большую аудиторию по всему миру приобретают социальные сети. Юристы нередко рассматривают их через призму нарушения авторских прав. С точки зрения действующего законодательства РФ, запись в память ЭВМ уже является использованием результата интеллектуальной деятельности со всеми вытекающими правовыми последствиями. Так, заливая на свою страницу в социальной сети музыку, видео или фото, которые ранее не были в сети, пользователь де-юре становится нарушителем и в зависимости от размера ущерба, причиненного правообладателю (исчисление такого размера – отдельная тема для обсуждения), пользователь рискует быть привлеченным к гражданской, административной или даже уголовной ответственности. Добавление на свою страницу произведений, уже распространенных в социальной сети имеет, как нам подсказывает юридическая практика, практически те же последствия. Достаточно вспомнить знаменитые иски и уголовные дела по заявлениям фирмы грамзаписи «Никитин».

Как можно защитить права автора, если автор сам решил распространить свое произведение в социальной сети, но с определенными ограничениями? В частности, как защитить свой контент в социальной сети от незаконного копирования?

Так многие физические и юридические лица используют аккаунты в соц. сетях для позиционирования своих продуктов или результатов интеллектуальной деятельности. Оформление аккаунта нередко сопровождается определенными работами дизайнера, являющимися с точки зрения части 4 ГК РФ произведениями. Многие удачные элементы дизайна перекачиваются без соответствующего разрешения на свои страницы. Некоторые компании держат в штате контент-менеджеров, SMM-специалистов, копирайтеров, которые получают помимо заработной платы, авторское вознаграждение за созданные служебные произведения для их официальных представительств в сети Интернет. Естественно, копирование уникальных материалов приносит убытки компаниям-правообладателям. Очевидно, такие компании заинтересованы в юридической защите контента на своих аккаунтах.

Для того, чтобы правильно предпринять превентивные меры по юридической охране объектов интеллектуальной собственности на странице социальной сети, необходимо разобраться, что есть с точки зрения права указанная страница. Суд по интеллектуальным правам относительно недавно высказался в одном из своих решений, что страница в соц. сети – база данных, которая является самостоятельным объектом авторского права. Такой подход возможен только в том случае, если страница содержит структурированную информацию, удобную для поиска нужной информации. А что делать, если страница содержит обсуждения пользователей и некоторые результаты интеллектуальной деятельности, позиционирующими компанию? Представляется более верным, рассматривать страницу в социальной сети, как совокупность самостоятельных объектов авторских прав, составляющих сложное произведение. Чтобы оформить права на каждый из таких объектов рекомендуется оформлять с авторами произведений – физическими лицами договоры авторского заказа, в соответствии с которыми исключительное право на созданные произведения переходят компании – владелицы аккаунта в соц. сети. Изначально все произведения, созданные в рабочее время, являются служебными и работодателю, и так принадлежит исключительное право на них, однако, для того, чтобы суд признал произведение служебным, необходима совокупность оформленных правоотношений. Во-первых, работник должен быть оформлен в соответствии с ТК РФ. Нередко компании пользуются услугами фрилансеров, вообще не оформляя отношения с ними. Во-вторых нужно доказать, что произведение было создано в рамках исполнения своих трудовых обязанностей (например, оформить в письменном виде служебное задание), а не в отпуске, в выходной день или в любое другое нерабочее время. Такие произведения будут считаться собственностью автора – физического лица. Поэтому, легче всего, оформлять документы на каждый из результатов интеллектуальной деятельности и хранить их у себя в архиве. В любой удобный момент можно приобщить такой договор к материалам искового заявления по факту копирования такого произведения, и защищать права на контент в суде. Права на элементы дизайна можно оформить нотариальным протоколом осмотра страницы в сети. Однако, этот способ имеет свои недостатки: дизайн может видоизменяться, стоимость нотариального осмотра достаточно велика, нарушитель мог успеть не только скопировать уникальный дизайн, но и также оформить нотариальный протокол. Если у компании есть определенный подрядчик – организация, которая наполняет ее официальное представительство в социальной сети, необходимо, помимо оформления правильного с точки зрения юриспруденции договора с таким подрядчиком узнать, каким образом права на контент возникают у него. Для этого, все же, понадобится юридическая консультация. Существует также немало технических способов доказать, что контент на вашей странице появился раньше, чем у нарушителя, но подобные способы требуют привлечения дорогостоящих специалистов или истребования лог-файлов у третьих лиц – независимых компаний, которые дадут их только по запросу суда.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (статья 1257 Гражданского кодекса РФ). Поэтому оформляйте договоры авторского заказа с физическими лицами, трудом которых создаются уникальные результаты интеллектуальной деятельности и будьте уверены в своей правоте.

Редакция "IT-Юрист".

Яндекс.Метрика