Возврат денег за покупку в интернет-магазине

Возврат денег за покупку в интернет-магазине

04.03.2019

В настоящее время интернет-торговля является неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Объем российского рынка интернет-торговли достиг 1 триллиона рублей. Предложений товаров в сети, как и продавцов, огромное количество. Часто начинающие или небольшие магазины продают товары по ценам ниже, чем у крупных игроков рынка. Покупатель понимая, что за меньшие деньги он получит тот же товар (ведь магазин не является производителем), он выбирает покупку через интернет по меньшей стоимости, а возврат денег его в этот момент совершено не заботит. Политика возврата денег для интернет-магазина, продажи которого оставляют желать лучшего, попросту отсутствует, поэтому в случае возникновения проблем с товаром потребителю нужно обращаться к действующему законодательству.

Основополагающим документом в РФ для разрешения спора с интернет-магазином является Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Положения Закона «О защите прав потребителей» – дополняют правила. В частности, покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований покупателя. Вопрос, как вернуть деньги за онлайн покупку, как правило, возникает в случаях, когда покупатель получил некачественный товар, однако не все знают, что покупатель вправе вернуть товар, приобретенный через интернет даже если товар без брака, поставлен своевременно и в полном комплекте. Для такого возврата дается 7 дней, однако, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Исключением из данного правила являются товары с индивидуальными свойствами, которые могут быть использованы исключительно купившим его пользователем. Например, заказав принт на товаре (посуде, одежде) в честь дня рождения конкретного человека, получив товар надлежащего качества, вернуть его продавцу, условно, потому что он не понравился, или если покупатель расхотел поздравлять именинника – нельзя.

Возврат денег за покупку в интернет-магазине начинается с написания и подачи заявления о возврате денег в интернет-магазин. Здесь важно помнить, что интернет-магазин сроки возврата денег за товар надлежащего качества устанавливать не имеет права. При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования. Таким образом, если товар покупателю был доставлен, курьера, в случае отказа от товара надлежащего качества оплачивает покупатель, а если товар имеет недостатки – доставка до покупателя и обратно осуществляется за счет продавца. В любом случае возврат денег за покупку в интернет-магазине вполне реальная и законная процедура.

Срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар ненадлежащего качества, должен быть указан продавцом, однако, он также не может превышать 10 дней с момента предъявления соответствующего требования покупателя. Возврат денежных средств за товар ненадлежащего качества – не единственное возможное требование покупателя. 

Он также по своему выбору может потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Если ни один из вышеперечисленных пунктов покупателю не подходят, он может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, а также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Возврат денег за покупки в интернет-магазине – не всегда добровольная процедура. Иногда потребитель вынужден обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей или напрямую в суд. Взыскать с интернет-магазина через суд – вполне реально. На первом этапе составляется и направляется претензия в интернет магазин о возврате денег. В таком документе важно указать характеристики товара, позволяющие его однозначно идентифицировать, наименование продавца, дату покупки, причину возврата. Не стоит в претензии расписывать, как важен для вас был товар, как вы его долго ждали, искали. Досудебная претензия о возврате денег за товар, приобретенный в интернет-магазине – это документ, удостоверяющий, прежде всего, факт и причину возврата. Возможно, продавец, получивший претензию, захочет связаться с покупателем и в досудебном порядке урегулировать ситуацию. Как правило, предлагают обменять товар ненадлежащего качества, но соглашаться или нет на такое предложение – право покупателя. Если  продавец откажется от удовлетворения законных требований покупателя интернет-магазина – нужно обращаться в суд. Дела по искам в защиту прав потребителей подведомственны судам общей юрисдикции. При этом покупатель самостоятельно может выбрать, в какой суд обращаться: по месту нахождения продавца (владельца интернет-магазина), по месту своего жительства или пребывания или по месту заключения/исполнения договора купли-продажи дистанционным способом. Потребители, чьи права нарушены, освобождены от уплаты государственной пошлины в суд. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Получить нужное решение суда по делу о защите прав потребителей, учитывая, что законодательство на стороне потребителя – не сложно, однако, возврат денег за товар из интернет-магазина еще предстоит. После получения решения суда и вступления его в силу необходимо добиться его исполнения. Этими вопросами занимается служба судебных приставов. Как мы видим, вернуть деньги за покупку в интернет-магазине можно, но это процедура не быстрая.

26.02.2019 год

Редакция "IT-Юрист"