
02.05.2023
Экономколлегия проведет два заседания. В деле № А45-35421/2021 судьи решат, должна ли платформа, на которой распространяются негативные отзывы, возместить судрасходы. В 2021 году на карте «2ГИС» появился отрицательный комментарий о компании «Сибпром». Предприятие написало претензию и попросило заметку удалить, но этого не произошло. Тогда «Сибпром» обратился в Арбитражный суд Новосибирской области, чтобы признать отзыв недостоверным и порочащим репутацию (дело № А45-35421/2021). Суд такие требования удовлетворил и обязал ответчика удалить комментарий, а еще выплатить истцу судрасходы: 6000 руб. госпошлины и 15 756 руб., потраченные на нотариальное заверение протокола осмотра сайта с отзывом. Эти выводы поддержал Седьмой арбитражный апелляционный суд. Компания «2ГИС» подала жалобу в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа и отметила, что не она писала заметку и не виновата в ее размещении. Такие доводы убедили кассационную инстанцию, которая решила, что «2ГИС» не нарушала права «Сибпрома» и не должна оплачивать судебные расходы (п. 19 Постановления Пленума ВС от 21.01.2016 № 1). «Сибпром» обратился в Верховный суд. Он считает, что к распространению порочащей информации привели действия «2ГИС»: компания создала сайт и установила условия, при которых люди могут анонимно писать любые комментарии. А еще «2ГИС» отказалась урегулировать конфликт в досудебном порядке и удалить отзыв, поэтому ее можно считать инициатором судебного разбирательства (Постановление КС от 09.07.2013 № 18-П, Постановление КС от 11.07.2017 № 20-П). Сеть Интернет часто является местом, информационно-коммуникационным средством распространения не соответствующих действительности и (или) порочащих сведений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию и влекущих необходимость применения способов защиты и (или) мер ответственности, предусмотренных ст. 152 ГК РФ. В предпринимательских отношениях необходимость полноценной защиты от негативной информации в сети Интернет обусловлена тем, что «рано или поздно любому бизнесу придется идти в Интернет, а значит, однажды там появятся плохие отзывы или негатив в СМИ. И к этому надо быть готовым».