IT-новости в области права

изменения в Закон о рекламе

17.03.2023



Проект ID 02/04/03-23/00136402, предусматривающий существенные изменения в Федеральный закон «О рекламе» проходит процедуру публичного обсуждения и включает следующие инициативы:

  1. Введение норм, исключающих из сферы распространения закона «О рекламе» информацию о товаре, его продавце или производителе, размещенную в сети «Интернет» на сайте владельца агрегатора информации об однородных товарах или на сайте такого товара, его производителя или продавца, не имеющую в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющуюся социальной рекламой, а также сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет», выдаваемые оператором поисковой системы для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Это означает, что информация на сайте продавца или производителя товаров, а также результаты поисковой выдачи не является рекламой.
  2. Дополнение статьи 18 закона «О рекламе» нормами, вводящими необходимость согласия абонента на получение рекламы, распространяемой посредством передачи абонентам коротких текстовых сообщений, доступных для визуализации посредством использования программного обеспечения, установленного на их устройства, в том числе всплывающих сообщений. Данные изменения направлены на признание push-уведомлений рекламой, по аналогии с SMS, требующими предварительного согласия абонента.
  3. Дополнение части 3 статьи 21 закона «О рекламе» нормой, устанавливающей обязательность размещения предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в рекламе алкогольной продукции, распространяемой в радиопрограммах – не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра. Таким образом аудио- и видеореклама алкоголя должна сопровождаться предупреждением о вреде употребления продолжительностью 3 и 5 секунд соответственно.

По сути законопроект фиксирует сложившуюся позицию ФАС России по применению упомянутых ситуаций. Ожидается, что в первый пункт предложат внести также помимо сайтов, мобильные приложения, группы в социальных сетях и иные информационные ресурсы. Отмечается, что руководства по соблюдению нововведений будут опубликованы в течение 2023 года. ФАС России периодически выпускала свои письма, посвященные квалификации информации на сайте производителя или продавца товаров как не рекламной, если сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования (например, письмо ФАС России от 22.11.2021 № 08/98550/21). Также ФАС России указывала, что рекламой не являются однотипные сведения о предлагаемых товарах (услугах), наполняющие различные рубрики, размещаемые на сайтах объявлений; выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.) (письмо ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19). В отношении push-уведомлений толкование информации посредством push-уведомлений как рекламной на практике (постановление Хабаровского УФАС России от 14.09.2020 по делу № 027/04/14.3-873/2020). Применительно к ст. 18.1 Закона о рекламе, устанавливающей требования к рекламе в интернете, п. 1 Состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке со стороны Роскомнадзора (распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р), исключает информацию о рекламе о собственных товарах рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, распространяемой указанными рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем и (или) лицами, входящими в одну группу лиц с такими рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, посредством ее направления на адреса электронной почты, а также в виде электронных сообщений, направляемых с использованием сети Интернет группам пользователей. Представляется, что в случае принятия законопроекта потребуются изменение пользовательского соглашения мобильного приложения, чтобы обеспечить наличие предварительного согласия пользователя. В случае принятия законопроекта он вступит в силу всего через тридцать дней после официального опубликования. Поэтому рекламодателям и другим участникам рекламного рынка рекомендуется отслеживать судьбу законопроекта, чтобы своевременно внести соответствующие изменения, в частности, обеспечить получение согласия на рекламу перед отправкой push-уведомлений или рекламы в мессенджерах пользователям. В то же время изменения не носят радикального характера и фиксируют правила, которые не должны существенным образом преломить существующую правоприменительную практику.

Яндекс.Метрика