IT-новости в области права

Игровая индустрия получит свое правовое регулирование

20.06.2022

Юристы и представители IT-отрасли готовят законопроект, которым будут введены меры поддержки игровой отрасли в РФ. Работа ведется совместно с представителями Минцифры. Конечной целью инициаторы ставят получение для представителей отрасли льгот на разработку игр, субсидий, а также уточнение требований к компаниям-разработчикам. Меры уже обсуждались с разработчиками игр и департаментом Минцифры, который отвечает за развитие софта в России. В юридическом и отраслевом сообществе сейчас ведутся дискуссии по разработке мер, чтобы создать среду, которая позволит игровой индустрии в кризисной ситуации развиваться и осуществлять деятельность в России. В разработке участвуют часть участников профильной дискуссии ПМЭФ-2022, в частности обсуждается:

1) Адаптация существующих налоговых и других льгот для ИТ-отрасли под игровую индустрию. Автор и создатель может рассчитывать на льготы уже при разработке, но необходимо включить игру реестр отечественного ПО. Одно из условий попадания в реестр – число сотрудников не менее семи, однако есть игровые студии, где работает меньше людей.

2) Упрощение механизма выделения грантов и субсидий игровым студиям. Из-за ухода с российского рынка потенциальных инвесторов создания игр эту функцию, вероятнее всего, придется брать на себя государству. Если не упростить процесс, то студии вряд ли смогут отчитаться по бумагам.

3) Временная заморозка комиссий государства, марткеплейсов (MyGames и VK Play) от продажи российских игр, чтобы стимулировать отечественные студии вкладывать оборотные средства в разработку.

Поддержкой индустрии государство озаботилось на фоне ухода из России крупных игроков. В начале июня «Сбер» объявил о закрытии подразделения SberGames. В «Сбере» закрытие компании объяснили внешними воздействиями, причиной которых стали западных санкции. Также сворачивают компании в РФ разработчик мобильных игр Plarium, разработчик и издатель мобильных игр Game Insight. В силу ухода с российского рынка потенциальных инвесторов создания игр эту функцию, скорее всего, придется брать на себя государству. Если не упростить выделение грантов и субсидий, то, даже если студия и сможет сделать проект, она не сможет отчитаться по бумагам. В отличие от других стран в России никто ранее не предлагал жесткое регулирование игр. Но международная юридическая практика уже насчитывает достаточно кейсов по разбирательствам, связанным с правоотношениями в сфере игр и метавселенных. В качестве примера можно привести судебный иск французского бренда Hermès к NFT-художнику Мейсону Ротшильду, который продавал виртуальные сумки под брендом MetaBirkin. Художник скопировал дизайн сумки в игре, и производитель сумок подал на него иск о защите прав в январе 2022 г. в Южный окружной суд Нью-Йорка. Компания посчитала, что Ротшильд неправомерно использовал ее популярный бренд Birkin. В отношении игровой индустрии жестких юридических запретов в России сегодня не принято. Эта индустрия экспортно-ориентированная, более 80 % прибылей компаний до последнего времени формировалось за рубежом, потому что аудитории только в стране никогда не будет достаточно. С другой стороны, игры – это объект авторского права и к ним уже сейчас применяются соответствующие нормы законодательства. Тем не менее меры по поддержке индустрии компьютерных игр сейчас крайне своевременны. Российский рынок игр всегда был ориентирован на мировой. Сейчас многие игровые студии (практически все, которые не работали на крупные отечественные корпорации типа «Яндекса» или VK) по независящим от них причинам переехали из России в страны СНГ, на Кипр и др. Не все участники рынка уверены в актуальности нового регулирования игровой индустрии. «Ранее такой законопроект мог бы быть крайне полезен для отрасли. Издание игр из России стало невыгодно после введения так называемого налога на Google – 20 % НДС при закупке рекламы. Минцифры еще в ноябре 2020 г. предлагало в качестве одной из мер поддержки IT-бизнеса предоставить возможность получить вычет по НДС в размере 20 % российским компаниям, которые передают права на использование программного обеспечения нерезиденту (если ПО включено в реестр отечественного). Однако принятые осенью 2021 г. меры поддержки на разработчиков игр не распространялись. Сейчас главная проблема, из-за которой все крупные компании уже покинули страну, – это невозможность ввести в Россию деньги. По целому ряду причин все российские игровые компании имели несколько юрлиц. Российское служило для трудоустройства сотрудников и выплаты социальных взносов, а иностранное – для получения прибыли от магазинов приложений, в том числе от иностранных пользователей. Сейчас завести в страну валютную выручку с игр из Сингапура, Кипра и других популярных юрисдикций фактически невозможно. Как следствие – нечем платить зарплату, и как итог – полное сокращение всех сотрудников, которые по тем или иным причинам отказались уезжать из страны. Стоит отметить, что зарубежным государствам законодательное регулирование игровой индустрии также известно, и соответствующие разработки ведутся во многих странах. Например, в правительство Индии недавно представили законопроект о регулировании онлайн-игр (Online gaming Regulation Bill, 2022).

Законопроект предлагает закрепить гарантии интеллектуальных прав разработчиков, опираясь на зарубежный опыт, которому известно множество дел о защите авторских прав в отношении онлайн-предметов. Он уже обсуждался с разработчиками игр и департаментом Минцифры. В юридическом и отраслевом сообществе сейчас ведутся дискуссии по разработке мер, чтобы создать среду, которая позволит игровой индустрии в кризисной ситуации развиваться и осуществлять деятельность в России. Россия станет одной из первых стран, в которой могут ввести регулирование игр. В какой-то степени – это будет попытка государства вернуть уехавших разработчиков.

Яндекс.Метрика