20.07.2021
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций объяснило, какие санкции будут применяться к иностранным IT-компаниям без отделений в РФ. Иностранные IТ-компании, которые не «приземлились» в РФ, могут лишиться российских денег. Банки будут блокировать денежные переводы в их пользу. Роскомнадзор будет предоставлять банкам «черные списки» компаний, которые не создали представительства в РФ. На основании них финансовые организации будут отказывать им в операциях. Кроме того, регулятор будет обновлять другой список – в него попадут компании-поставщики платежных услуг, которые обслуживают IТ-бизнес без российских филиалов. Им может грозить блокировка. В начале июля президент Владимир Путин подписал закон, обязывающий крупные интернет-компании открыть представительства в РФ. Речь идет о ресурсах с суточной аудиторией, превышающей 500 000 российских пользователей. В начале июля Владимир Путин обязал Facebook, Instagram, TikTok и другие IT-компании открыть представительства в РФ. Закон о «приземлении» иностранных IT-гигантов требует, чтобы к 1 января 2022 года все компании с суточной аудиторией в России более 500 000 создали в нашей стране свои представительства. За несоблюдение требований закона предусмотрены санкции от специальных пометок в поисковой выдаче или исключения из нее до замедления трафика и полной блокировки. Проект документа, дополняющего вступивший в силу 1 июля 2021 года закон о «приземлении» в РФ международных интернет-платформ, опубликован на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Постановление призвано уточнить порядок применения одной из предусматриваемых законом санкций – ограничения платежей в адрес компании-нарушителя. Предполагается, что Роскомнадзор создаст два «черных списка». Один – с IT-компаниями, не выполнившими требование закона, второй – с иностранными небанковскими поставщиками платежных услуг, принимающими платежи в адрес компаний из первого списка. Банки будут обязаны прекратить прием платежей в адрес компаний из первого списка. Компании из второго списка, если за 30 дней не выполнят требование перекрыть финансовые потоки в адрес нарушителей, будут заблокированы на территории РФ. К зарубежным поставщикам платежных услуг, действующим в РФ, относятся системы приема бесконтактных платежей (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay), китайские Alipay и Tenpay, и другие. От четверти до половины всех затрат российских рекламодателей на рекламу в интернете приходится на Google, Facebook, Twitter, Spotify и TikTok.