IT-новости в области права

Когда YouTube отвечает за «пиратство»

06.06.2022

Федеральный суд Германии пришел выводу на основании рекомендаций высшего суда ЕС, что такие платформы, как YouTube могут нести прямую ответственность за загрузки своих пользователей, нарушающие авторские права. Пользователи YouTube загружают миллионы часов видео в неделю. Как и на любом другом сайте с пользовательским контентом, здесь также присутствует контент, нарушающий авторские права. Вопросы ответственности YouTube за действия пользователей поднимались не единожды. Одна такая история закрутилась вокруг гамбургского музыкального продюсера Франка Петерсона, который в течение длительного времени ведет тяжбу с YouTube и его материнской компанией Google из-за несанкционированной загрузки видео с выступлениями британской певицы Сары Брайтман. Разбирательство длится уже не первый год. YouTube уже удалил часть видео, права на которые принадлежат Петерсону, однако много роликов до сих пор лежат в Сети. Со своей стороны, продюсер требует возмещения убытков от YouTube, утверждая, что сайт несет ответственность за нарушение авторских прав и получал монетизацию от размещения видео. Немецкие суды не определились, можно ли привлечь YouTube и другие платформы к ответственности за пиратство пользователей. Поэтому Федеральный суд обратился за разъяснениями в Суд Европейского Союза (CJEU). Прошлым летом высший суд ЕС постановил, что в принципе онлайн-сервисы не несут прямой ответственности за пиратство пользователей. Когда пользователи обмениваются файлами, сами онлайн-платформы автоматически не «доносят» нарушающий авторские права контент до общественности. Пользователи YouTube загружают миллионы часов видео в неделю. Как и на любом другом сайте с пользовательским контентом, здесь также присутствует контент, нарушающий авторские права. Постановление Суда Европейского Союза стало хорошей новостью для YouTube, но есть некоторые ограничения. Существуют обстоятельства, при которых платформы могут быть привлечены к ответственности, в том числе, когда они не могут «оперативно» удалить нарушающий авторские права контент после жалобы правообладателя. В итоге Федеральный суд Германии издал новое постановление, в котором учтены рекомендации ЕС. Суд разъяснил, что онлайн-платформы действительно могут быть привлечены к ответственности, если они не предпринимают соответствующих действий. Решение Европейского суда по поводу авторских прав в двух словах можно описать как «в принципе нет, но иногда да». В итоге YouTube, Facebook или Instagram, при некоторых обстоятельствах могут нести ответственность за материалы, защищенные авторским правом, незаконно загруженные пользователями.

«Операторы онлайн-платформ, в принципе, не сами транслируют общественности защищённый авторским правом контент, незаконно размещенный в Сети пользователями», – говорится в заявлении суда. Но ситуация меняется, как только администрация таких сайтов узнаёт о нарушениях авторских прав. Тогда их можно считать причастными к незаконным действиям, если они «действуют недостаточно оперативно» для того, чтобы удалить или заблокировать пиратский контент и гарантировать, что нарушения не будут повторяться. Также операторы могут нести ответственность за нарушение авторских прав, если они воздерживаются от внедрения технологических инструментов для «надёжной и эффективной» борьбы с незаконной загрузкой. Образцы таких инструментов мы можем видеть, например, в Instagram, когда автоматически блокируются посты или сториз, где использованы чужие музыка или видео. Действие постановления ЕС вне этого дела будет ограниченным, поскольку они охватывают события, которые произошли до того, как Европейский Союз реформировал свои законы об авторском праве в 2019 году. Новые правила ложатся тяжелым бременем на онлайн-службы обмена контентом по защите авторских прав. Так, представители YouTube в ответ на постановление суда заявили, что поддерживают правообладателей, которым выплачивается справедливая доля их прибыли. «Вот почему мы инвестировали в современные инструменты защиты авторских прав, которые создали совершенно новый источник доходов для отрасли», – сообщается в официальном блоге компании. По словам представителей YouTube, только за последние 12 месяцев платформа заплатила 4 миллиарда долларов музыкальной индустрии, более 30 процентов которой приходится на монетизированный пользовательский контент.

Яндекс.Метрика