IT-Юрист

маркетплейс информационный посредник

24.01.2024

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - законопроект) разработан в целях установления необходимого законодательного регулирования дистанционной торговли товарами с использованием цифровых платформ (маркетплейсов). По общему правилу владелец маркетплейса несет ответственность за убытки, причиненные потребителю, если предоставил ему недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе). От ответственности он освобождается, если такая информация была предоставлена ему продавцом (исполнителем) и владелец маркетплейса опубликовал ее без изменений. Такой вывод следует из п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей. Когда обсуждали новый закон о маркетплейсах, Минпромторг и Минцифры разошлись во мнениях кто несет ответственность за бракованный онлайн товар. Первое ведомство считает, что владельцев онлайн-площадки надо привлекать к ответственности. Маркетплейс должен отвечать за некачественную продукцию, по мнению Минпромторга. Минцифры же считает, что онлайн-площадки должны выступать в качестве информационного посредника, когда потребитель недоволен покупкой. Эту роль за маркетплейсами следует законодательно закрепить, считают в министерстве. В том числе, считает ведомство, онлайн-площадка должна отвечать за оборот некачественной продукции, для чего и нужно конкретизировать предъявляемые к ней требования. Эти позиции указаны в сводной таблице разногласий по проекту официального отзыва правительства на законопроект. Информацию подтвердил представитель одного из маркетплейсов. Предложение об ограничении числа изменений в договорах было выдвинуто ФАС и учтено Минпромторгом. Из позиции ведомств также следует, что интересы контрагентов маркетплейсов должны быть «должным образом защищены от резких изменений условий деятельности на них». Маркетплейс не может полноценно нести ответственность за товар, который, например, продавец отправляет, не используя логистику торговой площадки, объясняет представитель одной из компаний – участников рынка онлайн?торговли. В некоторых случаях площадка даже «не видит» товар, например, когда продавец сам доставляет заказ, а маркетплейс играет роль онлайн?витрины, подтверждает представитель Wildberries. Чтобы клиент и продавец могли общаться напрямую, Wildberries реализовала функцию чата, где покупатель может задать вопрос по использованию товара или договориться о возврате некачественной продукции, отметил он. На площадке реализованы и другие инструменты взаимодействия напрямую, такие как сервис «Цифровой арбитраж» для правообладателей, привёл пример собеседник. Сейчас, согласно закону о дистанционной торговле, покупатели могут вернуть товары в течение семи дней, напомнил представитель Ozon. Он добавил, что на маркетплейсе большинство товаров можно возвращать в течение 30 дней, за исключением некоторых категорий. Например, на возврат технически сложных товаров в случае их ненадлежащего качества дается 15 дней.

В рамках мониторинга, проведенного Минпромторгом России и опубликованного в апреле 2021 г., было выделено сразу несколько основных проблемных вопросов во взаимоотношениях между онлайн-платформами и продавцами (исполнителями). Среди них возможность внесения изменений в договоры со стороны онлайн-платформ в одностороннем порядке и то, что размер комиссии может быть изменен в одностороннем порядке, и т.д. Сюда же относятся порядок выставления штрафов, выставляемых маркетплейсами, что в свою очередь привело к обширной судебной практике (свыше 2000 дел в отношении рассматривается арбитражными судами Москвы и Московской области).

Законопроект № 445923-8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Яндекс.Метрика