11.08.2022
Глава Минцифры Максут Шадаев в письме к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) указал, что создание единого оператора цифровой наружной рекламы, «который наделяется преференциями по размещению как наружной рекламы на цифровых рекламных конструкциях, так и объявлений физических лиц на электронных досках объявлений» в интернете, может привести к «искусственной монополизации на успешно развивающемся высокотехнологичном конкурентном рынке». В нём глава Минцифры также отметил, что содержание законопроекта выходит за рамки закона «О рекламе» в части регулирования электронных объявлений физлиц о реализации товаров и услуг. Он подчеркнул, что деятельность электронных сервисов для размещения подобных объявлений уже урегулирована законами «Об информации» и «О персональных данных». Кроме того, Шадаев указал на «несоразмерность» решаемой законопроектом проблемы и предлагаемого способа её решения. По его словам, требованиям к единому оператору могут соответствовать минимальное количество компаний, поэтому принятие законопроекта приведёт к монополизации рынка и деградации существующей индустрии оказания подобных услуг в целом. По мнению главы ведомства, создание единого оператора со всей инфраструктурой и информационными системами повлекут дополнительные затраты, которые авторы проекта никак не обосновали. Отдельно Шадаев упомянул снижение налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты, замедление развития экономики, падение темпов развития технологий, сокращение кадров, к которым может привести падение числа крупных участников рынка. Снижение конкуренции также повлияет на увеличение издержек рекламодателей на размещение объявлений на электронных досках, что отразится и на стоимости рекламируемых товаров и услуг для потребителей, уверен министр. В итоге глава Минцифры предложил исключить из законопроекта нормы, касающиеся регулирования электронных сервисов для размещения объявлений в интернете.
Несмотря на все сомнения, законопроект всё-таки прошёл первое чтение. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, подчеркнул, что ко второму чтению парламентариям следует «чётко сориентировать законопроект для того, чтобы от нас ушли те, кто ведут себя недружественно». В то же время он отметил, что, защищая отечественный бизнес, монополию допускать также не следует. По итогам дискуссии в Госдуме, на доработку законопроекта было выделено 30 дней. Впрочем, депутат Леонид Слуцкий уверен, что сроки обсуждения стоит продлить до 9 сентября. Он также назвал само появление подобной инициативы «определённым сигналом», который противоречит принятым в России подходам в этой сфере.