27.06.2022
Маркетплейсы опасаются падения продаж из-за законопроекта «О персональных данных». Согласно новым требованиям, онлайн-ритейлеры должны будут уведомлять Роскомнадзор о случаях передачи персональных данных за рубеж. Им придется ежегодно информировать ведомство о 120 000-200 000 иностранных продавцах или более 4 000 000 сделанных у них заказов. Это приведет к увеличению сроков доставки зарубежных товаров и двукратному падению продаж. От некоторых зарубежных продавцов больше нельзя будет доставлять товары без согласия Роскомнадзора. Если же зарубежный продавец работает в стране, которая не обеспечивает надлежащую защиту персональных данных, то без согласования Роскомнадзора вообще будет нельзя доставлять товары в Россию. «При трансграничной передаче данных определяющим является не организационно-правовая форма получателя, а его нахождение на территории иностранного государства. Устанавливается обязанность операторов информировать уполномоченные органы власти о намерении трансграничной передачи персональных данных. В исключительных случаях – при наличии угроз для обороны, безопасности и основ конституционного строя – такая передача может быть ограничена по решению уполномоченного органа власти», – добавляется в пояснительной записке. По всей видимости, у маркетплейсов вырастут расходы, так как им придется нанять штат сотрудников, которые будут собирать информацию для передачи ее Роскомнадзору. Их труд оценивается в 3 000 000 - 10 000 000 рублей ежегодно. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой внести изменения в данный законопроект. Депутаты пообещали смягчить требования, например, обязать маркетплейсы сообщать властям не о каждом иностранном продавце, а о каждой новой стране, куда могут быть отправлены персональные данные. Срок ответа Роскомнадзора планируется сократить с 30 до 10 дней. Одновременно вводится ограничение на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних. Также законопроектом вводится экстерриториальность применения российского законодательства о персональных данных и устанавливается возможность вмешательства уполномоченных органов власти в вопросы обработки персональных данных российских граждан на территории других государств. На текущей стадии законопроект принят в первом чтении, к нему представлены поправки (Срок представления поправок в тридцатидневный срок со дня принятия постановления; 22.06.2022). Ранее на крупные маркетплейсы пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) российские продавцы. Письмо регулятору направила «Опора России», которая заявила, что площадки увеличивают комиссию до 10 %, если торговцы отказываются участвовать в распродажах и акциях – в итоге бизнес теряет прибыль.