IT-новости в области права

закон о сетевых эффектах

06.07.2023

Совет Федерации РФ одобрил закон о «сетевых эффектах». Новелла вводит антимонопольные требования на цифровых рынках, а еще расширяет полномочия и сферу контроля Федеральной антимонопольной службы. Таким образом, Совет Федерации поддержал поправки к ФЗ «О защите конкуренции». Правительственный законопроект вводит понятие «сетевой эффект» на товарном рынке – это влияние компании через интернет на покупку определенной продукции за счет увеличения числа продавцов и покупателей. Федеральная антимонопольная служба будет выявлять такие эффекты и устанавливать факты нарушения агрегаторами онлайн-торговли закона «О защите конкуренции». Пятый антимонопольный пакет ставит целью решить целый ряд вопросов, связанных с сетевыми эффектами, концентрацией цифровых рынков. ФАС России считает необходимым принятие ряда законов по антимонопольному ограничению конкуренции, если имеются явные признаки доминирующего антиконкурентного поведения компаний – участников цифровых рынков. Свойство, благодаря которому цифровые платформы так интересны, обозначается «сетевыми эффектами» – термин из экономической теории, который, зародившись в дискуссиях среди экономистов, стал обсуждаться и в юридической литературе и даже снискал одно-два упоминания в законодательстве. Есть и упоминания в судебной практике. Рассматривая проблематику сетевых эффектов в правовом аспекте, экономисты на основе анализа многочисленных примеров зарубежных антимонопольных расследований против Google, Facebook, Microsoft и других отмечают, что цифровые платформы на рынке с многосторонними сетевыми эффектами могут существенно ограничивать конкуренцию, при том что существуют очевидные затруднения в отделении легального поведения от нелегального со стороны продавцов, являющихся участниками таких рынков. В связи с этим для анализа деятельности таких участников рынка требуются новые методические основы и современные инструменты, адекватно отражающие суть отношений.

Авторы документа определили критерии доминирующего положения для владельцев цифровых платформ, использующих «сетевой эффект». Их включат в новую статью закона «О защите конкуренции» (ст. 10.1). Агрегатор онлайн-торговли будет считаться доминирующим на рынке, если:

·         размер его выручки за последний календарный год превышает 2 млрд руб.;

·         доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке составляет более 35 %;

·         агрегатор имеет возможность устранять с товарного рынка других субъектов или затруднять их доступ на этот рынок.

Еще антимонопольный орган сможет назначать экспертизу при рассмотрении ходатайства о даче согласия на заключение сделки или расследовании дела о нарушении антимонопольных требований. Для этого в ФЗ «О защите конкуренции» введут ст. 9.2. Поправки также добавят новое условие для контроля сделок со стороны ФАС. Если сделка с акциями компаний превышает 7 млрд руб., то для ее заключения потребуется согласие антимонопольного органа. Поправки вступят в силу с 1 сентября 2023 года.

Яндекс.Метрика