IT-новости в области права

Потребительские споры смогут решать онлайн

08.02.2022

Закон «О защите прав потребителей» является одни из самых востребованных на сегодняшний день. Об этом свидетельствуют многочисленные запросы в поисковых системах. Однако, современный рынок интернет-торговли отличается от того, который существовал в момент принятия закона. Председатель Союза потребителей Российской Федерации Петр Шелищ рассказал, какие изменения ждут закон в 2022 году. Физические лица подают в суд на интернет-магазины, производителей или сферу услуг сотни тысяч исков в год. Защита прав потребителей требует законодательной и институциональной модернизации. «В 1992 году не было цифровых товаров и услуг. Существовал очень ограниченный спектр финансовых операций. С тех пор в системе все повернулось так, как в далеких 90-х никто не мог и предположить. Нужно защитить потребителя в новых условиях. Статья ежегодно подвергается обновлениям. На данный момент в Госдуме лежат два важных для интернет-пользователей пакета поправок», – рассказал председатель Союза потребителей Российской Федерации Петр Шелищ. По его словам, сейчас в Госдуме прошло первое и готовятся ко второму чтению два важных правительственных законопроекта, связанные с защитой прав потребителей.

Первая поправка в закон «Конкретизация недопустимых договоров с потребителями», которую внесут в 2022 году, запретит продавцу навязывать покупку дополнительного товара или услуги вместе с основной. В договорах не могут быть ограничены права потребителя, установленные законом о защите этих прав. Законопроект дает и потребителю, и предпринимателю очень отчетливое понимание, ущемляются в той или иной ситуации права потребителей или нет.

Второй законопроект предлагает дополнить закон большим пакетом поправок, и в том числе целой новой главой – об онлайн-урегулировании потребительских споров. «Людям не хочется решать свои проблемы с исполнителями услуг исключительно в судах, что-то отправлять по почте или идти к кому-то лично с претензией. Все можно сделать онлайн, особенно в сфере электронной торговли» – говорит Петр Шелищ.

Также в Госдуму может быть внесен проект закона, подготовленный Роспотребнадзором и содержащий большой пакет модернизирующих поправок. Одним из самых принципиальных моментов такой модернизации, в частности, является приведение других законов в соответствие с законом о защите прав потребителей. Например, это нужно сделать в отношении Воздушного кодекса, пока позволяющего существенно снижать нормы материальной ответственности перед потребителем за несвоевременную доставку багажа или задержку рейса. Та же самая история и с законом о долевом строительстве. Новый законопроект предусматривает, что нормы других законов могут давать потребителям дополнительные права, но не могут преуменьшать то, что записано в законе о защите прав потребителей. Новые законопроекты определят норму гарантийного срока: если уж он установлен, то должен быть годовым. В них также должен быть установлен и срок службы, важный, например, при приобретении квартир. Сейчас пока квартиры покупают, исходя из цены квадратного метра и не оглядываясь сроки службы домов. Изменения помогут лучше регулировать потребительские споры в формате онлайн. Люди не хотят решать проблемы в судах – это растягивается на долгий срок и требует финансовых и моральных вложений. Покупки в электронных магазинах совершают порядка 70 млн граждан РФ, оформляя в среднем шесть миллионов заказов в сутки, рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов. Доля электронной коммерции в розничных продажах составляет 10 %. В Москве и Санкт-Петербурге она выше – под 16 %. Для сравнения, в Китае – более 30 %, в Великобритании, США, Южной Корее – от 15 до 20 %. Онлайн-продажами через агрегаторы – маркетплейсы – законодатели занялись в 2018 году, внеся поправки в закон о защите прав потребителей. Они обязали доводить всю необходимую информацию до потребителя, а в случае ее недостоверности нести ответственность за ущерб в пределах суммы предварительной оплаты товара. В 2020-м правительство получило право издавать для владельцев агрегаторов правила заключения и исполнения публичных договоров, в том числе для интернет-продаж. В конце прошлого года депутат Сергей Леонов (ЛДПР) внёс в Госдуму законопроект, который предполагает блокировку в интернет-магазинах информации о товарах, которые подлежат обязательной сертификации, но не получили всех необходимых документов.

«Специфика онлайн-торговли отражена в статье 497 Гражданского кодекса «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара» и статье 26.1 закона о защите прав потребителей «Дистанционный способ продажи товара», – подчеркнул глава комитета. Также он упомянул в постановление Правительства № 2463 о правилах торговли, действующее с 1 января 2021 года. Согласно этим документам, покупателям не нужно искать, куда пожаловаться: продавец обязан на своем ресурсе установить форму и единый адрес для всех претензий покупателей, отметил «Парламентской газете» руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов. Роспотребнадзор выявил более 8 000 нарушений в онлайн-продажах в 2020 году – это на 37 % больше, чем в 2019-м. В их числе непоставка товаров, нарушение сроков, обман, потеря, отказ магазина заменить брак, отсутствие уже оплаченного товара и другие.

Яндекс.Метрика