IT-новости в области права

Пятый антимонопольный пакет

11.11.2022

Нижняя палата парламента в первом чтении приняла проект закона, который вводит антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов онлайн-торговли. Законопроект распространяет запрет на злоупотребление их доминирующим положением, если те оказывают существенное влияние на смежные рынки, а их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей. Принятый в первом чтении проект, в том числе вводит понятие «сетевой эффект», под которым понимается влияние маркетплейса или агрегатора на общие условия обращения товаров на рынке. Документ дополняет закон «О защите конкуренции» новой статьей, которая предусматривает запрет монополистической деятельности лицам, использующим в информационно-телекоммуникационной сети программы для электронных вычислительных машин для заключения сделок продавцов и покупателей. Теперь такие компании также должны будут согласовывать с ФАС сделки на цифровом рынке свыше 7 млрд рублей.

Нововведения позволят выявлять антирыночные действия и картельные соглашения крупных интернет-платформ – маркетплейсов и агрегаторов, пояснял еще в июле председатель правительства Михаил Мишустин. Компании, ничего не продавая, могут влиять на поставщиков, покупателей и определять цены, замечал премьер. Цель изменений состоит в том, чтобы такое влияние не приводило к необоснованному подорожанию либо ограничению выбора для потребителя. Помогут поправки и предпринимателям: быстрорастущий бизнес или стартап получат больше возможностей для равной конкуренции в Сети. «Даже с очень большими компаниями», – подчеркивал Мишустин.

Кроме того, расширяется институт профильной экспертизы. Предлагается предусмотреть возможность назначить экспертизу в рамках госконтроля за экономической концентрацией (при рассмотрении антимонопольным органом ходатайств, а также в случаях необходимости обеспечения контроля исполнения предписания). Законопроектом предусмотрены прозрачные правила назначения экспертов, в частности, эксперт может назначаться как по инициативе антимонопольного органа, так и по ходатайству заявителей или лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Предусмотрена возможность заявления отвода эксперта, а также устанавливаются требования к эксперту. «Принятие законопроекта позволит обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных цифровых рынков, повысить защищенность прав и интересов добросовестных участников таких рынков от возможных проявлений монополистической деятельности, создать правовые механизмы противодействия злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов, использующих программы для электронных вычислительных машин, которые обеспечивают взаимодействие иных лиц, выступающих продавцами и покупателями определенных товаров, посредством информационно-телекоммуникационной сети в целях обеспечения возможности совершения между ними сделок», – указали в кабмине.

Как отмечают эксперты, пятый антимонопольный пакет является стратегически важным не только для самого антимонопольного органа, но и для всей цифровой экономики. Поэтому принятие законопроекта необходимо также цифровому бизнесу для понимания актуальных «правил игры», например, устанавливается определение «сетевых эффектов», которые были указаны ранее в делах Apple, Google, HeadHunter и др., порядок проведения экспертизы и многое другое. Антимонопольное законодательство, направленное на недопущение злоупотребления недобросовестных участников рынка, ограничивающих конкуренцию, по сути выполняет свое предназначение. В первую очередь такие злоупотребления бьют по малому бизнесу, например, по начинающему стартапу, который недавно вышел на рынок. Конкуренция будет развиваться благодаря установлению прозрачных, недискриминационных и разумных условий доступа малого и среднего предпринимательства к необходимой цифровой инфраструктуре. Развитие крупных интернет-платформ в России давно требует антимонопольного регулирования, препятствующего их возможным антирыночным действиям и картельным соглашениям. Пакет направлен не против IТ-платформ, деятельность которых не противоречит в абсолютном большинстве случаев закону. Новое регулирование должно применяться лишь в случае нарушений – полагают эксперты. Маркетплейсы имеют все возможности влияния на поставщиков, покупателей и цены, соответственно, важно не допускать, чтобы такое влияние приводило к ограничению конкуренции, выбора для потребителей и необоснованному росту цен. При этом доминирование, рыночная власть и влияние на рынок со стороны интернет-платформ имеют свои особенности по сравнению с реальным сектором и другими классическими отраслями. Поэтому эффективная борьба с их возможными злоупотреблениями требует новых законодательных инструментов и подходов.

Яндекс.Метрика