IT-новости в области права

Рекомендательные алгоритмы закон

21.11.2022

До конца года в Госдуму может быть внесен законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете, дающий возможность их отключать. Последняя версия законопроекта будет оказывать самое широкое влияние и под её действие могут попасть соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковые системы, маркетплейсы и другие сервисы. Законопроект о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ разрабатывает зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. Новая версия документа предполагает, что все владельцы сайтов или информационных систем должны обеспечить возможность «полного или частичного» отказа пользователей от применения рекомендательных технологий. Несмотря на многочисленную критику со стороны отрасли, авторы планируют оставить самое широкое толкование. Игроки рынка оценивают потери от нового регулирования в 100 млрд руб. в год. Полное отключение рекомендательных алгоритмов потребует от сервисов поддержания двух версий платформы, объясняют эксперты. На основе новой версии законопроекта Роскомнадзор сможет запрашивать у владельцев информационных ресурсов данные о предоставлении или распространении информации с применением рекомендательных технологий. Их необходимо предоставлять в течение десяти дней после получения запроса. Регулирование всех интернет-сервисов, включая коммерческие, приведет к необходимости пересмотра ими бизнес-модели. Кроме того, частично отключать рекомендательные технологии технически невозможно, а полное их отключение потребует затрат, а потому появится необходимость поддержки не менее двух версий платформ. Регулирование рекомендательных сервисов обсуждается с 2021 года. Исходно депутаты обосновывали его необходимость тем, что контент, подобранный на основе рекомендательных алгоритмов в Facebook, Instagram (площадки заблокированы в России, принадлежат Meta, которая признана в стране экстремистской и запрещена), YouTube и других ресурсах, повышает риски социальных конфликтов. Против инициативы в разное время выступали владельцы соцсетей и поисковых систем, включая VK и «Яндекс», онлайн-кинотеатры, а также технологические стартапы, разрабатывающие рекомендательные алгоритмы. До сих пор речь шла, скорее, о рамочном регулировании, в части требований о прозрачности, возможности отключения рекомендации. Как отмечают представители «Яндекс» и VK, такие меры избыточны, так как алгоритмы и так регулируются «отдельными законами и на них наложены обязанности при распространении информации».

Яндекс.Метрика