IT-новости в области права

«Рекомендательные сервисы» и Закон «Об информации»

30.03.2021

Пользователям могут позволить отключать рекомендательные алгоритмы соцсетей. В Ассоциации юристов России разработали предложения по регулированию рекомендательных сервисов, которые используют социальные сервисы и онлайн-ритейлеры при выстраивании алгоритмической ленты. Юристы считают, что создатели таких систем должны раскрывать алгоритмы их работы. Глава комиссии по правовому регулированию цифровой экономики ассоциации Александр Журавлев объясняет необходимость регулирования тем, что алгоритмы рекомендаций позволяют искусственно создавать аномальный интерес к товарам и «погружают человека в информационную оболочку в соответствии с его убеждениями». По его мнению, у пользователей должна быть возможность отключать алгоритмическую ленту. Комиссия предлагает ввести в закон «Об информации» понятие «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса». Регулировать предлагается площадки, у которых более 100 000 пользователей в сутки и обрабатываются данные более 500 000 пользователей из России. Такие платформы предлагается обязать «доступно объяснять пользователям принципы их работы». Сами алгоритмы должны проходить независимый аудит на предмет аномалий или нарушений законодательства. Соответствующие предложения ассоциация направила главе Минцифры Максуту Шадаеву, главе комитета по информполитике Госдумы Александру Хинштейну и зампреду комитета по законодательству и госстроительству Совфеда Ирине Рукавишниковой. Рукавишникова получила письмо, Шадаев и Хинштейн с ним пока не ознакомились. Вопрос о законодательном регулировании рекомендательных сервисов в середине февраля поднимал депутат Госдумы Антон Горелкин. «Идеология в том, чтобы сделать эти механизмы прозрачными для общества, и пользователь должен выбирать сам. Facebook такого выбора не предоставляет пользователю», – пояснил депутат. По его словам, уже есть база для законопроекта, но пока идет обсуждение регулирования на уровне концепций. Эксперты уверены, что пользователям должна предоставляться возможность отключать рекомендательные алгоритмы при сохранении доступа к сервису. Операторов рекомендательных сервисов предусмотрено обязать доступно объяснять пользователям принципы их работы, а сами алгоритмы проверять посредством независимого аудита для выявления аномалий или случаев продвижения противоправного контента. Глава комиссии Алексей Журавлев напомнил, что Федеральная антимонопольная служба недавно потребовала раскрытия принципов работы алгоритма «Яндекса». Рекомендательные сервисы, используемые в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах, должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей. Помощник Рукавишниковой подтвердил получение письма, в пресс-службе Минцифры документ пока не видели, Хинштейн, что также не ознакомился с ним. Алгоритмическая рекомендательная лента есть, например, во «ВКонтакте», но ее можно отключить в пользу хронологической ленты, в то время как специфика сервиса «Яндекс.Дзен» заключается именно в подборе интересующих пользователя материалов на базе алгоритмов искусственного интеллекта. Операторов рекомендательных сервисов также следует обязать доступно объяснять пользователям принципы их работы, а сами алгоритмы подвергать независимому аудиту на предмет выявления аномалий или противоречия законодательству, полагают в комиссии. Предложенные комиссией меры приведут к излишнему регулированию отрасли и могут нанести ущерб всей цифровой экономике, возражает руководитель корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергей Лучин. «Все обязанности подобных сервисов уже закреплены в законодательстве – это и маркировка контента по возрасту, и мониторинг запрещенного контента, и многое другое», – настаивает он. По мнению господина Лучина, любое вмешательство в рекомендательные алгоритмы приведет к тому, что пользователь получит менее качественный контент. В Google и «Яндексе» отказались от комментариев, в Facebook не ответили на запрос. Обеспечить прозрачность алгоритмов технически очень сложно, говорит гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Он согласен, что предложения комиссии избыточны. «Нас должны волновать ситуации, когда алгоритмы принимают юридически значимые решения, например, при выдаче кредита или приеме на работу, и когда они потенциально могут нарушить права граждан», – поясняет эксперт. В таких случаях, по его мнению, прозрачность оправдана. Но, уточняет господин Казарян, как раз это трудно реализуемо, поскольку подобные алгоритмы – коммерческая тайна компании, которую защищает гражданский кодекс. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов также считает, что в части рекомендательных алгоритмов рынок «успешно саморегулируется». «Уже существует закон о рекламе, который обязывает помечать ее, если предложение сделано не на основе предпочтений, а за деньги», – отмечает он. Гендиректор ассоциации «Интернет-видео» (объединяет ivi, Okko, Amediateka и др.) Алексей Бырдин подчеркивает, что идея комиссии «сырая, проблема сформулирована расплывчато, а решение предложено странное и потенциально вредное».


Яндекс.Метрика