IT-новости в области права

стандарты маркетплейс

07.09.2023

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила на доработку стандарты взаимодействия между маркетплейсами и владельцами пунктов выдачи заказов. Письмо адресовано Ассоциации компаний интернет-торговли, которая выступила одним из разработчиков стандарта. Разработанные правила недостаточно детализированы и ущемляют интересы пунктов выдачи. Изначально стандарты предусматривали: обязанность маркетплейсов уведомлять партнеров обо всех изменениях оферты не менее чем за 14 дней; запрет на применение штрафов задним числом и изменение системы рейтингов; начисление штрафов только при наличии доказательств вины или если пункт выдачи не оспорил решение. Правила начали разрабатывать после скандала между Wildberries и пунктами выдачи заказов: тогда маркетплейс ввел существенные штрафы в отношении сотрудников, выдающих заказы. Те в ответ объявили забастовку, в которой участвовало около 10 000 человек. Несмотря на регулярные скандалы и жалобы на онлайн-маркетплейсы со стороны сотрудников и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), правительство решило не вводить жесткое регулирование отрасли и позволило крупнейшим игрокам самостоятельно разработать стандарты взаимодействия с партнерами. Первая их редакция не получила одобрения Федеральной антимонопольной службы и отправлена на доработку. В ФАС уверены, что отдельные пункты документа «дают риски злоупотреблений со стороны маркетплейсов», и советуют четче прописать, за нарушение каких обязанностей маркетплейсы имеют право облагать владельцев ПВЗ штрафами. Служба также настаивает на том, что обо всех удержаниях владельцев ПВЗ следует уведомлять предварительно. В мае экспертный совет при ФАС предупредил, что конфликты с контрагентами могут привести к введению госрегулирования интернет-магазинов. В ответ основательница Wildberries и одна из самых богатых женщин России Татьяна Бакальчук попросила отложить введение госрегулирования электронной торговли. «Там, где появляется госрегулирование, там прекращается рост», – заявила Бакальчук, выступая на «Неделе российского ретейла – 2023». В июне заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов признал, что острой необходимости регулировать маркетплейсы пока нет.

Яндекс.Метрика