
07.03.2025
Фонд свободного программного обеспечения (FSF) поддержал смелую попытку разработчика-одиночки отменить ключевое решение суда, которое грозит подорвать AGPLv3 (Стандартная общественная лицензия GNU Affero версии 3). На карту поставлено будущее не только AGPLv3, но и широко используемой лицензии GNU Public License, на которой она в значительной степени основана, и программного обеспечения, охватываемого этими соглашениями. Основной принцип серии GPL заключается в том, что свободное программное обеспечение остается свободным навсегда, и это вплетено в мелкий шрифт лицензий. Эта продолжающаяся юридическая битва ставит вопрос о том, можно ли изменять свободные лицензии и распространять код по своему усмотрению несвободным способом или же они должны придерживаться условий соглашения, в котором говорится, что условия не могут быть изменены.
Производитель баз данных Neo4j получил частичное упрощенное решение в 2021 году по искам о нарушении товарных знаков и авторских прав против ответчика Джона Марка Сухи и его двух компаний PureThink и iGov. Компания по производству баз данных и ее шведское дочернее предприятие подали в суд на Сухи в ноябре 2018 года за предложение клиентам разветвленной версии Neo4j Enterprise Edition (EE), которая в версии 3.4, выпущенной в мае 2018 года, предлагалась как по платной коммерческой лицензии под названием Neo4j Sweden Software License (NSSL), так и бесплатно по лицензии с открытым исходным кодом AGPLv3. С выпуском версии 3.5 программное обеспечение Neo4j предлагалось только в соответствии с NSSL, которая объединила AGPLv3 с так называемым Commons Clause, запрещающим коммерческую перепродажу или услуги поддержки. Важно отметить, что AGPLv3 в основе NSSL включает в себя формулировку, которая гласит, что любые ограничения или требования, добавленные к лицензии, являются съемными. Добавление Commons Clause в AGPLv3, возможно, противоречит AGPLv3. Базовая лицензия позволяет удалять добавленные условия.
Сухи сделал на основе Neo4j программу под названием ONgDB, доступную бесплатно под AGPLv3. Он основывался на своем мнении, что базовая лицензия AGPLv3 позволяла ему сделать это, исключив часть Common Cause NSSL и продолжив делать программное обеспечение, доступным под базовой лицензией с открытым исходным кодом AGPLv3. Корпоративные клиенты выбрали вариант с открытым исходным кодом, что привело к судебной тяжбе 2018 года. Важно понимать, что компании Сухи продавал услуги поддержки для ONgDB, что разрешено AGPLv3, но не NSSL.
Окружной судья Калифорнии, который первоначально рассматривал дело, вынес решение в пользу Neo4j, постановив, что производитель баз данных может предлагать свое программное обеспечение на любых условиях по своему выбору, несмотря на противоположные формулировки в AGPLv3. Компании могут повторно лицензировать код GPL на других условиях, удаляя определенные отрывки, чтобы было ясно, что код не предлагается под GPL, но лицензия должна называться как-то иначе. Проблема в этом случае заключается в том, что NSSL включил AGPLv3 дословно вместе с пунктом Commons, создав единую из противоречащих друг другу лицензий.
В сентябре прошлого года Сухи, находящийся под угрозой выплаты 600 000 долларов в качестве штрафов и процентов, подал апелляцию в Апелляционный суд США Девятого округа с просьбой пересмотреть решение окружного суда Калифорнии. Если Девятый апелляционный суд поддержит это решение, это, скорее всего, создаст обязательный прецедент, который ограничит одну из основных свобод, которую AGPLv3 и другие лицензии GPL призваны защищать, – возможность снимать ограничения, добавленные к коду под лицензией GPL.
На прошлой неделе FSF работала над заключением в поддержку Сухи, обратившись в суд с просьбой разрешить подать свое заявление, сославшись на то, что попытка Neo4j получить аналогичное заявление другой группы по защите открытого исходного кода (SFC – Software Freedom Conservancy) была отклонена. «Как поясняет наш экспертный отзыв, FSF ранее требовал от Neo4j исправить злоупотребление AGPL», – заявила в своем заявлении исполнительный директор FSF Зои Койман (Zoë Kooyman). «Их ложные заявления и необоснованные аргументы в их оппозиции теперь вынудили FSF снова вмешаться, чтобы прояснить ситуацию относительно FSF и его намерения при разработке лицензий GNU – обеспечить защиту свободы программного обеспечения».
FSF отмечает, что в ноябре 2023 года он отправил Neo4j письмо о прекращении противоправных действий, пытаясь заставить компанию удалить ссылки на AGPLv3 из своих файлов. И Neo4j впоследствии подчинилась, что FSF воспринимает как согласие с его позицией относительно пункта Commons. Вмешательство FSF может помочь аргументам SFC быть услышанными. В своем заявлении в суд FSF оспаривает аргумент о том, что ни SFC, ни FSF не могут говорить о цели AGPLv3.
«Затем ответчики [Neo4j и его дочерняя компания] подразумевают, что любое обсуждение намерений FSF при разработке AGPL представляет собой домыслы и слухи, поскольку ни SFC, ни FSF не являются лицензиарами или сторонами фактической лицензии, о которой идет речь», – утверждает FSF.
«Податели апелляции полностью игнорируют тот факт, что FSF является как разработчиком, так и лицензиаром AGPL, которая, как признают сами податели апелляции, составляет основу NSSL – лицензии Neo4j на программное обеспечение Neo4j Enterprise Edition». Койман добавила: «Лицензии GNU были разработаны для расширения прав и возможностей пользователей, и мы продолжим следить за тем, чтобы это понимали».