12.03.2021
TeleSport подал иск к «Яндексу» на 529 000 000 рублей из-за нарушения исключительных прав на показ матчей Испанской футбольной лиги (La Liga). Поисковик использовал нарезки с трансляций матчей, всего TeleSport насчитал 500 таких нарушений. Другой аналогичный иск по использованию видео с матчами чемпионата по футболу Италии группа уже выиграла, но «Яндекс» подал на него апелляцию. Контент, размещенный в соцсетях, является общедоступным и открыт для индексации, указывают в «Яндексе» Если интернет-компания проиграет в суде, поисковым сервисам придется заключать лицензионные договоры с владельцами контента.
В иске также примет участие третья сторона – первоначальный правообладатель La Liga. По словам руководителя юридического отдела TeleSport Игоря Савочкина, «Яндекс» выдает пользователям контент, прав на который он не имеет, хотя законом предусмотрена выдача только списков ссылок на видео без возможности просмотра контента. Учитывая трафик поисковика, правообладатель лишается шанса заработать. По закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» поисковая система может выдавать только список ссылок на видео без возможности просмотра контента, говорит руководитель юридического отдела TeleSport Игорь Савочкин. В «Яндексе» же, по его словам, пользователю доступен контент, прав на который у платформы нет. Кроме того, «Яндекс» транслирует на страницах с роликами свою рекламу, добавил господин Савочкин. «Учитывая трафик поисковика, правообладатель лишается шанса заработать, используя рекламную модель», – считает он. В «Яндексе» ответили, что правообладатель, размещая материал в соцсетях, не настроил ограничения, тем самым сделав контент общедоступным и открытым для индексации. С обвинениями в компании не согласны. Кроме того, «Яндекс» попросил Mail.ru Group разъяснить размещение в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» неправомерных материалов с демонстрацией футбольных матчей. Руководитель по корпоративным коммуникациям Mail.ru Group Сергей Лучин, комментируя ситуацию, указал, что ответчиком в суде по делу о неправомерном использовании контента TeleSport является именно «Яндекс». В Mail.ru Group отказались занимать чью-либо сторону в споре. Руководитель по корпоративным коммуникациям Mail.ru Group Сергей Лучин, комментируя ситуацию, указал, что ответчиком в суде по делу о неправомерном использовании контента «Телеспорта» является именно «Яндекс». «Мы же ни истец, ни ответчик в этом процессе. Обе стороны конфликта наши партнеры – мы не считаем правильным занимать чью-либо сторону в этом споре», – заявил он. Лучин добавил, что Mail.ru Group никогда не комментирует действия пользователей: «Мы не разглашаем, кто из пользователей, когда и что делал с контентом. Также поступим и в этот раз». Эксперты отмечают, если TeleSport выиграет указанные иски, поисковые сервисы в перспективе будут вынуждены заключать лицензионные договоры с владельцами контента и исключить функцию просмотра видео в поисковой выдаче, что в будущем может повлечь изменения в законодательстве. Это уже третий случай разногласий между компаниями. В августе 2020 года Telesport обвинил «Яндекс» в незаконном использовании на своей платформе видеонарезок лучших моментов матчей чемпионата Италии по футболу. Telesport насчитал порядка 600 таких нарушений. Суд принял сторону правообладателя: поисковик выплатит 3,68 млн рублей компенсации. Второй иск на сумму 2,95 млрд рублей находится на рассмотрении суда. Удовлетворяя иск TeleSport на 3,68 млн руб., суд исходил из того, что поиск «Яндекса» использует технологию iFrame, которая позволяет просматривать контент на странице, не переходя на сайт, где он был размещен, говорит зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин. «Предоставляя такую возможность, «Яндекс» теряет статус информационного посредника и связанные с ним права», – говорит он. В этой связи, по его оценке, высока вероятность, что решения по другим искам будут аналогичными.