IT-новости в области права

YouTube на страже авторских прав

07.12.2021

Руководство платформы сообщило, что споры по более, чем 2,2 млн жалоб (60 % от общего числа) на нарушения в области авторских прав были разрешены в пользу людей, добавивших видео, а в 1,5 млн случаев администрация решила удовлетворить подобные жалобы. Отчёт компании охватывает период работы сервиса за два года. YouTube также сообщила, что в период с января по июнь 2021 года 99,08 % (722 млн) всех претензий по поводу нарушения авторских прав появились в результате работы автоматической системы Content ID. Авторам видео удалось оспорить лишь 0,5 % таких «жалоб». В декабре 2019 года YouTube добавила функцию, которая позволяет авторам вырезать из роликов контент, который нарушает чьи-то авторские права. Многие пользователи платформы критикуют работу механизмов YouTube, которые блокируют видео. По мнению создателей контента, многие из подобных «жалоб» являются ложными. Таким образом, почти все претензии и запросы на удаление контента в связи с нарушением авторских прав на YouTube исходили от сервисов по автоматическому поиску таких нарушений, говорится в сообщении команды видеохостинга. YouTube впервые опубликовал отчет по работе своих сервисов, отвечающих за соблюдение авторского права (Copyright Transparency Report). Отчет содержит данные за I полугодие 2021 года. Отныне он будет публиковаться дважды в год. Защита авторского права на YouTube реализуется тремя основными инструментами. Первый – это форма отправки жалоб за нарушение авторских прав, которой обычно пользуются те, кто обладает ограниченными авторскими правами и редко отправляет запросы на удаление контента. Вторым инструментом является сервис поиска совпадений Copyright Match Tool, который оказывает поддержку более чем 2 млн каналов, столкнувшимся с заимствованием их контента. Третьим инструментом является широко известная система Content ID. В ней хранятся цифровые отпечатки – образцы контента, загруженные правообладателями. Таким образом, все новые видео, которые публикуются на YouTube, сравниваются с этими отпечатками. Если обнаруживается совпадение, Content-ID заявляет права на ролики от имени правообладателя. По данным YouTube, работа по защите авторских прав на видеохостинге положительно повлияла и на рост креативной экономики: за последние три года создатели контента и медиа-компании заработали более $30 млрд, музыкальная индустрия с марта 2020 года заработала более $4 млрд, из которых 30 % приходится на пользовательский контент. YouTube впервые опубликовал отчет о прозрачности. В первом полугодии более 2,2 миллиона видео на YouTube были ошибочно признаны как нарушающие авторские права. В отчете администрация YouTube признается, что «ни одна система не идеальна».

В то же время в РФ YouTube грозятся заблокировать. Согласно новому закону «О приземлении», владельцы крупных иностранных интернет-ресурсов должны организовать в РФ официальные представительства своих компаний. Сделать это необходимо до Нового года. Тех медиа-гигантов, которые не выполнят требование, могут подвергнуть различным санкциям – вплоть до блокировки ресурса на территории Российской Федерации. Законопроект был принят Госдумой в июне 2021 года, одновременно с другими нашумевшими документами, регламентирующими работу в интернете. Закон «О приземлении» гласит, что все интернет-сервисы, аудитория которых в России превышает 500 тысяч человек в сутки, должны выполнить ряд требований. В частности, собственникам этих медиаконцернов необходимо в срок до 1 января 2022 года зарегистрировать на территории страны свои филиалы, представительства или еще какие-нибудь организации, способные выступать в качестве юридического лица. Также иностранные компании должны создать личные кабинеты на интернет-портале Роскомнадзора. А на собственных интернет-сайтах необходимо разместить формы обратной связи, которыми могли бы пользоваться российские граждане. Если зарубежная IT-компания не выполнит указанные условия, к ней могут быть применены так называемые «меры понуждения». Например, интернет-ресурс перестанет попадать в списки выдачи поисковых систем. Или его рекламные сообщения будут удаляться с просторов рунета. В некоторых случаях Роскомнадзор обещает даже заблокировать сайт компании-нарушителя. Сроки для соблюдения этих требований, установленные российскими властями, уже истекают. Но зарубежные корпорации не торопятся создавать филиалы. А ведь многие из них пользуются в стране огромной популярностью – YouTube, Tiktok или мессенджер WhatsApp. Впрочем, представители Роскомнадзора уже сообщили, что не собираются никого блокировать сразу. Блокировка доступа к сайтам – это самая крайняя из возможных мер. Начать же обещают с других, более мягких ограничений.

Яндекс.Метрика