IT-новости в области права

закон о списании денег за подписки

26.12.2023

Законопроект, который обязывает онлайн-сервисы электронно сообщать потребителям о списании денег за подписку будет доработан. В уведомлении необходимо зафиксировать информацию о дате списания платежа и способе одностороннего отказа потребителя от договора. Если продавец услуг в интернете этого не сделает, то он должен вернуть потребителю всю сумму подписки. В отзыве правительство говорит, что идея новеллы достойна внимания. При этом часть положений оттуда не соответствует закону, так что их необходимо убрать. А еще потребуется поправить ряд формулировок. Кабмин указал, что «дополнительное регулирование в сфере не должно приводить к необоснованному удорожанию стоимости подписок, так как это негативно скажется на интересах потребителей». Правила списания денег за подписку должны быть однозначно регламентированы, так как необоснованное списание денежных средств за подписку происходило практически с каждым потребителем. На рынке опасаются, что новые меры усилят отток клиентов и скажутся на цене услуг. В отзыве правительства говорится, что «концепция законопроекта в целом заслуживает внимания», но часть его положений противоречит существующему законодательству, поэтому их необходимо будет исключить, а также скорректировать и дополнительно проработать отдельные формулировки. «При доработке законопроекта необходимо принять во внимание, что дополнительное регулирование в данной сфере не должно приводить к необоснованному удорожанию стоимости подписок, так как это негативно скажется на интересах потребителей», – отмечается в документе. Летом этого года группа депутатов внесла в Госдуму поправки в закон «О защите прав потребителей», по которым продавец услуг в интернете или предоставляющий регулярный доступ к товарам на сайтах на основании абонентского договора не должен списывать с потребителей периодические платежи, если предварительно не уведомил об этом в электронной форме. В этом уведомлении продавец должен указать информацию о дате списания платежа, способе одностороннего отказа потребителя от договора с указанием страницы сайта, на которой это технически можно сделать. Если продавец спишет средства без такого уведомления, он обязан будет возвратить потребителю списанные средства в полном объеме. Требования к странице сайта, через которую покупатель сможет отказаться от подписки, должен установить Роскомнадзор. Как говорится в пояснительной записке к документу, у потребителей есть мультиподписки или цифровые подписки на музыкальные, кино- и видеосервисы. В пятой части случаев потребители не получают уведомление от владельцев сервисов о наличии подписки и планах списать средства по ней. Также в последнее время стали актуальными вопросы списания маркетплейсами денег с банковских счетов потребителей, которые удалены с площадок в качестве средства платежа. Авторы предлагали, чтобы нормы вступили в силу с 1 марта 2024 года, но законопроект до сих пор не дошел до первого чтения в Госдуме. Работа над регулированием уведомлений о платных подписках началась еще в 2022 году. Изначально авторы инициативы предлагали обязать владельцев интернет-сервисов за сутки направлять клиентам уведомление о планируемом списании ежемесячной оплаты, причем в уведомлении должна была содержаться кнопка, позволяющая отказаться от подписки. Но резко против кнопки выступили владельцы сервисов. Как пояснял руководитель Ассоциации интернет-видео (объединяет российские онлайн-кинотеатры) Алексей Бырдин, получится, что бизнес ежемесячно будет провоцировать пользователя отказаться от своей услуги.

Яндекс.Метрика