IT-новости в области права

Закон о классифайдах

19.12.2022

Согласно пояснительной записке законопроект о сервисах онлайн-объявлений (классифайдах) подготовлен в целях совершенствования регулирования вопросов деятельности сервисов размещения объявлений. Такие сервисы аккумулируют огромный объем данных граждан России, при этом владельцы многих крупных сервисов объявлений являются иностранными юридическими лицами. Предлагается дополнить Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьей 10.7, определяющей обязанности владельца сервисов размещения объявлений с миллионной аудиторией пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Владельцы таких сервисов будут обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации: не допускать использование сайта в противоправных целях и с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан; соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах; соблюдать права и законные интересы граждан и организаций; разместить адрес электронной почты для направления юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица); обеспечить возможность проведения исследования объема аудитории уполномоченной организацией. В случаях и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, обеспечить интеграцию и взаимодействие сервиса размещения объявлений с единой системой идентификации и аутентификации и единым порталом государственных и муниципальных услуг.

Теперь законопроект о классифайдах больше не требует изменения собственника компании на российского, но предполагает введение российского контроля за принятием решений, сообщил его автор, депутат Госдумы Антон Горелкин. Ранее Госдума одобрила в первом чтении законопроект замглавы комитета Антона Горелкина об ограничении доли владения классифайдами до 20 % для иностранных компаний, а также его интеграцию с госуслугами. 19.12.2022 года думский комитет по информационной политике рекомендовал законопроект к принятию во втором чтении с учётом поправок. «В результате консультаций с бизнесом баланс был найден, поэтому одна из существенных поправок смещает акцент с российского владения на российский контроль за решениями, принимаемыми юридическим лицом - владельцем интернет-сервиса частных объявлений. Такой контроль определяется через возможность распоряжаться не менее 50 % голосов, приходящихся на голосующие акции», – сказал Горелкин на заседании комитета. По его мнению, такой подход не потребует смены собственника. «Это более гибкий подход, который не отразится на биржевой истории и снимет определенные сложности, связанные с необходимостью смены собственника. Ведь количество голосующих акций и их вес могут быть определены корпоративными соглашениями», – отметил парламентарий. «Хочу подчеркнуть, что с учётом поправок доля владения зарубежными инвесторами может быть любой, но контроль за принятием решений должен быть российским», – сказал он. Ранее документ предполагал, что таким сервисом может владеть российское юридическое лицо или гражданин РФ, не имеющий другого гражданства. «Кроме того, в законопроекте были уточнены формулировки, и онлайн-магазины больше не могут подпасть под его действие. Законопроект содержит более точные формулировки, которые исключают из-под его действия маркетплейсы, поскольку регулирование маркетплейсов уже осуществляется в соответствии с законом о защите прав потребителей», – сказал Горелкин. Также приведен в соответствие с законодательной базой учет посещаемости классифайдов – с помесячного на посуточный. Срок вступления закона в силу определен мартом 2023 года. При этом, сообщил депутат, «у бизнеса будет время подготовится к исполнению его положений, потому что требуется принятие определенных подзаконных актов, и обязанности будут возникать с момента включения классифайдов в реестр Роскомнадзора». Подтвердить соответствие требованию обеспечения российского контроля владельцу ресурса необходимо будет в течение двух месяцев со дня получения уведомления Роскомнадзора о включении ресурса в реестр. После первого чтения к законопроекту были высказаны несколько замечаний. В частности, комитет Госдумы по информационной политике обратил внимание, что предлагаемая законопроектом дефиниция владельца сервиса размещения объявлений не отвечает критерию определенности, так как охватывает широкий круг владельцев информационных ресурсов в сети Интернет с ежемесячной аудиторией более 10 млн пользователей. В случае принятия проект закона в нынешнем виде будет также распространяться на владельцев соцсетей и иных организаторов распространения информации в интернете, поскольку на многих популярных информационных ресурсах с сопоставимой ежемесячной аудиторией имеется возможность общения между пользователями на различные темы, в том числе на тему купли-продажи товаров и услуг, а также на тему поиска работы и работников. Согласно внесенным Горелкиным поправкам в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», владельцы классифайдов будут обязаны не допускать использования сервисов в противоправных целях, не допускать распространения порочащей информации. В случае принятия законопроекта правительство РФ будет вправе устанавливать отдельные случаи и порядок интеграции и взаимодействия сервисов онлайн-объявлений с ЕСИА и порталом «Госуслуги».

Яндекс.Метрика