IT-новости в области права

закон о цифровых подписках

25.01.2024

Госдума в марте может принять закон, который обяжет онлайн-сервисы и интернет-магазины предупреждать пользователей о списании денег за подписки. По данным Центра стратегических разработок и АНО «Диалог», выручка от подписок на цифровой контент в 2022 году составила 180 млрд рублей. На музыкальные сервисы были подписаны 22,6 млн пользователей (выручка 7 млрд рублей), на онлайн-кинотеатры – 11 млн человек (40,3 млрд рублей), на облачные сервисы – 7,3 млн человек (8,3 млрд рублей), на подписки сервисов с электронными книгами – 330 000 человек (10,5 млрд рублей). Каждый четвертый гражданин РФ (24 %) когда-либо пользовался платными онлайн-сервисами, а каждый десятый (13 %) пользуется ими ежемесячно. При этом две трети подписчиков (66 %) хотя бы раз забывали о действующей платной услуге и внезапно для себя обнаруживали, что деньги с карты списали. Онлайн-компании такое положение полностью устраивает, так как подписная модель бизнеса обеспечивает им постоянный денежный поток. В прошлом году в Госдуму поступил законопроект, предполагающий внесение изменений в закон «О защите прав потребителей». Согласно предложенным поправкам, интернет-сервисы будут обязаны заранее уведомлять клиентов о взимании платы за подписки. Законопроект может быть принят Госдумой уже в марте и в результате онлайн-бизнес может лишиться миллиардов рублей. В сети множество предложений от сервисов, бизнес которых основан на подписной модели работы. Несмотря на широкое распространение, многие потребители сталкиваются с трудностями при работе с ними. Людям сложно отслеживать состояние активных подписок, они забывают отменить подписки после истечения пробного, как правило, бесплатного, периода. Со своей стороны, онлайн-сервисы иногда оказывают услуги, не соответствующие заявленным, меняют условия договора без уведомления потребителей, автоматически продлевают подписки и списывают деньги, не предупреждая клиентов. В этой связи был предложен законопроект о внесении изменениях в закон «О защите прав потребителей», который внесен в Госдуму в 2023 году межфракционной группой депутатов, в соответствии с которым:

1) онлайн-сервисы, работающие по подписной модели, будут обязаны за сутки до очередного платежа направить потребителю уведомление об очередном списании;

2) предлагается запрет онлайн-сервисам на списание денежных средств с карты, ранее использованной потребителем в качестве платежного средства, а затем удаленной;

3) контроль за содержанием информации на странице онлайн-сервисов, за исполнением владельцами сервисов обязанности по направлению пользователям уведомлений о предстоящем списании, контролю за неразмещением и (или) неполнотой, а равно достоверностью сведений, содержащихся будет осуществлять Роскомнадзор.

Одновременно законопроект предусматривает, что вне зависимости от даты отказа потребителя от подписки она действует до следующего периодического платежа, за исключением случаев, когда отсутствует надлежащее и своевременное уведомление потребителя. Таким образом, если потребитель заплатил за годовую подписку и отказался от нее по истечении 6 месяцев, она продолжает действовать до конца годового периода, при этом ранее уплаченные потребителем средства не возвращаются, за исключением случаев некачественной работы подписки. На законопроект получен официальный отзыв правительства. Это позволяет Госдуме рассмотреть и принять его в первом чтении.

Бизнес опасается, что в текущей редакции законопроект противоречит своей изначальной цели – обезопасить пользователей от недобросовестных сервисов. Инициатива может «навредить добросовестным игрокам рынка, а также ухудшить пользовательский опыт для миллионов человек».

Яндекс.Метрика